Гуляют там животные невиданной красы

Выставка «Гуляют там животные невиданной красы…». Музей-заповедник «Абрамцево»

Выставка «Гуляют там животные невиданной красы…» для музея-заповедника «Абрамцево» является уникальной. Тема «животные» стала объединяющей этого проекта. Благодаря абрамцевским художникам животные «гуляют» на шкафчиках, столах, стульях, керамике, живописных полотнах, а также в графике и скульптуре. В экспозиции представлены живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Эскизы Елены Поленовой, произведения столярной и гончарной мастерских, натурные штудии Валентина Серова, живописные полотна, анималистические скульптуры и многое другое стало объектами показа.

Гуляют там животные невиданной красы, выемчатая резьба, абрамцево музей заповедник   Гуляют там животные невиданной красы, плоскорельефная резьба по дереву, музей абрамцево фото
Полка и шкафчик. Абрамцевская столярная мастерская. Дерево, резьба.

Не случайно названием выставки послужила строчка из известной песни «Город золотой», другие названия «Рай», «Над твердью голубой». Многие из нас слышали её в исполнении Бориса Гребенщикова:

Под небом голубым есть город золотой.
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том — сад, все травы, да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.

Символами рая на Руси всегда являлись сады и парки. Эта тенденция сохранялась вплоть до XVII—XVIII столетий. Под влиянием национально-романтических настроений во второй половине XIX века в русских усадьбах появляются постройки (теремки, избушки на курьих ножках) воссоздающие образ славянской Аркадии — мир русской сказки, перенесённый в усадебное пространство. Творчество мастеров Мамонтовского художественного кружка развивало это движение и отличалось самобытностью. Например, Елена Поленова разрабатывала тему райского сада в орнаментах для вышивки. В созданном мифологическом пространстве сказочные животные уживаются с диковинными растениями, образуя, сложный художественный ритм.

Гуляют там животные невиданной красы, абрамцево музей заповедник, фольклорное искусство   Гуляют там животные невиданной красы, выемчатая резьба, абрамцево музей заповедник
Шкафчики. Абрамцевская столярная мастерская. Дерево, резьба.

Абрамцево считают родиной фактически нового фольклорно-сказочного жанра, появившегося благодаря произведениям художника Виктора Михайловича Васнецова. Церковь Спаса Нерукотворного — это плод творения многих абрамцевских мастеров: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, А. С. Мамонтова. Церковь обрамлена двумя полуциркульными арками в виде валиков. Наружный валик сплошь украшен плоским рельефом, состоящим из плетёнки. В её просветах, образующих клейма, помещены различные изображения: вверху на арке — агнец и символы евангелистов (ангел, лев, орёл, телец). Одно из четверостиший песни как раз посвящено этому мотиву:

Одно, как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

церковь спаса нерукотворного абрамцево, белокаменная резьба, абрамцево музей заповедник   церковь спаса нерукотворного абрамцево, белокаменная резьба, абрамцево музей заповедник
Церковь Спаса Нерукотворного. По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882. Абрамцево.

На столбах портала церкви Спаса Нерукотворного: слева — петух, конь, козёл, справа — рыба, голова ослика и херувим. Некоторые из изображений являются символами христианства, другие связаны с евангельскими сюжетами. Все зооморфные мотивы перекликаются с космогоническими представлениями художников и архитекторов XII века. Белокаменная резьба древнерусских соборов была хорошо известна абрамцевским мастерам.

Гуляют там животные невиданной красы, абрамцево музей заповедник, елена поленова   Гуляют там животные невиданной красы, абрамцево музей заповедник, михаил врубель картины
Елена Поленова «Растительный орнамент» и Михаил Врубель «Сказка». 1890-е.

Со второй половины XIX века начинается знаменательный процесс сближения народного искусства с профессиональным, их взаимодействия и обогащения. Яркие красочные произведения Е. Д. Поленовой, А. Я. Головина, С. В. Малютина, М. А. Врубеля, В. А. Серова пронизаны любовью к живой природе и народному искусству. Наиболее ярким примером сближения и перехода к художественной стилизации стала дверь созданная в 9о-х годах XIX века Еленой Поленовой. Она напоминает «вход в сказочную избушку бабы-яги, охраняемую совами — полночными птицами русских сказок».

трехгранно выемчатая резьба, изображение животных в искусстве, абрамцево музей заповедник абрамцево музей заповедник, изделия резьбы дереву, русские народные ремесла, елена поленова
Дверь. По проекту Елены Поленовой. Абрамцевская столярная мастерская. 1892.
Дерево (липа), резьба рельефная, резьба трехгранно-выемчатая, тонировка.

Художественный критик и историк искусств Владимир Васильевич Стасов с присущей ему страстностью восклицал: «Какое воображение, какое чудесное творчество!.. Это сочинил какой-то неизвестный древний мастер нашей Руси, изумительно талантливый». В этом произведении художница соединяет многообразие видов народной резьбы по дереву: трехгранно-выемчатую, контурную, рельефную, скульптурную, геометрический и растительный орнаменты с зооморфными мотивами. Всё это органично объединено в сюжетную композицию.

трехгранно выемчатая резьба, изображение животных в искусстве, абрамцево музей заповедник   трехгранно выемчатая резьба, изображение животных в искусстве, абрамцево музей заповедник
Дверь. Фрагменты. По проекту Елены Поленовой. Абрамцевская столярная мастерская. 1892.

Поверхность деревянных изделий рассматривается художниками как живописная плоскость, которую заполняют причудливые узоры и сложный рельефный декор. Прихотливо соединяются изгибы фантастических растений и цветов. Часто встречаются рельефные изображения павлинов с распущенными хвостами — это один из древнейших образов, широко известный в русском средневековом искусстве.
Мастера создавали декоративных зверей, рыб и птиц, не прибегая к натурализму. Зооморфным мотивам присущи округлые формы, плавные, мягкие силуэты, близкие к растительным орнаментам.

анималистический жанр в искусстве, абрамцево музей заповедник, елена поленова   русские анималисты, анималистический жанр в искусстве, абрамцево музей заповедник
Звонница по эскизу Елены Поленовой и резной наддверный карниз с изображением львов.

Начиная со второй половины XX века, художники продолжали поиски «пластики живого мира», что наиболее ярко представлено в станковой живописи Андрея Васнецова, Николая Андронова, Павла Никонова, Виктора Попкова. Художники в своих произведениях повествуют о том, что мироздание совершенно, а животные в нём — это элементы единого целого. Выдающиеся отечественные художники-анималисты — Василий Ватагин, Артемий Обер, Алексей Сотников создавали шедевры анималистической скульптуры, которым свойственны самобытность и необыкновенная тонкость передача характеров.

абрамцево музей заповедник, изображение животных в искусстве, русские анималисты   абрамцево музей заповедник, изображение животных в искусстве, русские анималисты
Кресло, украшенное львами. Конец XIX — начало XX. Дерево (дуб), столярная работа, резьба.

Образцы профессионального и народного искусства демонстрируют разнообразие способов художественной стилизации и натурного изображения животных. Экспозиция «Гуляют там животные невиданной красы» даёт возможность проследить различия образов животных в искусстве прошлого и настоящего. Внимательно всмотревшись в эти предметы, каждый зритель может открыть для себя что-то новое.

***

Уважаемые посетители сайта uniqart.ru, поделитесь своими впечатлениями,
оставьте свой отзыв по теме этой статьи. Мы всегда рады доброму общению с вами!