Выставка «Гуляют там животные невиданной красы…». Музей-заповедник «Абрамцево»
Выставка «Гуляют там животные невиданной красы…» для музея-заповедника «Абрамцево» является уникальной. Тема «животные» стала объединяющей этого проекта. Благодаря абрамцевским художникам животные «гуляют» на шкафчиках, столах, стульях, керамике, живописных полотнах, а также в графике и скульптуре. В экспозиции представлены живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Эскизы Елены Поленовой, произведения столярной и гончарной мастерских, натурные штудии Валентина Серова, живописные полотна, анималистические скульптуры и многое другое стало объектами показа.
Полка и шкафчик. Абрамцевская столярная мастерская. Дерево, резьба.
Не случайно названием выставки послужила строчка из известной песни «Город золотой», другие названия «Рай», «Над твердью голубой». Многие из нас слышали её в исполнении Бориса Гребенщикова:
Под небом голубым есть город золотой.
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том — сад, все травы, да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.
Символами рая на Руси всегда являлись сады и парки. Эта тенденция сохранялась вплоть до XVII—XVIII столетий. Под влиянием национально-романтических настроений во второй половине XIX века в русских усадьбах появляются постройки (теремки, избушки на курьих ножках) воссоздающие образ славянской Аркадии — мир русской сказки, перенесённый в усадебное пространство. Творчество мастеров Мамонтовского художественного кружка развивало это движение и отличалось самобытностью. Например, Елена Поленова разрабатывала тему райского сада в орнаментах для вышивки. В созданном мифологическом пространстве сказочные животные уживаются с диковинными растениями, образуя, сложный художественный ритм.
Шкафчики. Абрамцевская столярная мастерская. Дерево, резьба.
Абрамцево считают родиной фактически нового фольклорно-сказочного жанра, появившегося благодаря произведениям художника Виктора Михайловича Васнецова. Церковь Спаса Нерукотворного — это плод творения многих абрамцевских мастеров: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, А. С. Мамонтова. Церковь обрамлена двумя полуциркульными арками в виде валиков. Наружный валик сплошь украшен плоским рельефом, состоящим из плетёнки. В её просветах, образующих клейма, помещены различные изображения: вверху на арке — агнец и символы евангелистов (ангел, лев, орёл, телец). Одно из четверостиший песни как раз посвящено этому мотиву:
Одно, как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
Церковь Спаса Нерукотворного. По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882. Абрамцево.
На столбах портала церкви Спаса Нерукотворного: слева — петух, конь, козёл, справа — рыба, голова ослика и херувим. Некоторые из изображений являются символами христианства, другие связаны с евангельскими сюжетами. Все зооморфные мотивы перекликаются с космогоническими представлениями художников и архитекторов XII века. Белокаменная резьба древнерусских соборов была хорошо известна абрамцевским мастерам.
Елена Поленова «Растительный орнамент» и Михаил Врубель «Сказка». 1890-е.
Со второй половины XIX века начинается знаменательный процесс сближения народного искусства с профессиональным, их взаимодействия и обогащения. Яркие красочные произведения Е. Д. Поленовой, А. Я. Головина, С. В. Малютина, М. А. Врубеля, В. А. Серова пронизаны любовью к живой природе и народному искусству. Наиболее ярким примером сближения и перехода к художественной стилизации стала дверь созданная в 9о-х годах XIX века Еленой Поленовой. Она напоминает «вход в сказочную избушку бабы-яги, охраняемую совами — полночными птицами русских сказок».
Дверь. По проекту Елены Поленовой. Абрамцевская столярная мастерская. 1892.
Дерево (липа), резьба рельефная, резьба трехгранно-выемчатая, тонировка.
Художественный критик и историк искусств Владимир Васильевич Стасов с присущей ему страстностью восклицал: «Какое воображение, какое чудесное творчество!.. Это сочинил какой-то неизвестный древний мастер нашей Руси, изумительно талантливый». В этом произведении художница соединяет многообразие видов народной резьбы по дереву: трехгранно-выемчатую, контурную, рельефную, скульптурную, геометрический и растительный орнаменты с зооморфными мотивами. Всё это органично объединено в сюжетную композицию.
Дверь. Фрагменты. По проекту Елены Поленовой. Абрамцевская столярная мастерская. 1892.
Поверхность деревянных изделий рассматривается художниками как живописная плоскость, которую заполняют причудливые узоры и сложный рельефный декор. Прихотливо соединяются изгибы фантастических растений и цветов. Часто встречаются рельефные изображения павлинов с распущенными хвостами — это один из древнейших образов, широко известный в русском средневековом искусстве.
Мастера создавали декоративных зверей, рыб и птиц, не прибегая к натурализму. Зооморфным мотивам присущи округлые формы, плавные, мягкие силуэты, близкие к растительным орнаментам.
Звонница по эскизу Елены Поленовой и резной наддверный карниз с изображением львов.
Начиная со второй половины XX века, художники продолжали поиски «пластики живого мира», что наиболее ярко представлено в станковой живописи Андрея Васнецова, Николая Андронова, Павла Никонова, Виктора Попкова. Художники в своих произведениях повествуют о том, что мироздание совершенно, а животные в нём — это элементы единого целого. Выдающиеся отечественные художники-анималисты — Василий Ватагин, Артемий Обер, Алексей Сотников создавали шедевры анималистической скульптуры, которым свойственны самобытность и необыкновенная тонкость передача характеров.
Кресло, украшенное львами. Конец XIX — начало XX. Дерево (дуб), столярная работа, резьба.
Образцы профессионального и народного искусства демонстрируют разнообразие способов художественной стилизации и натурного изображения животных. Экспозиция «Гуляют там животные невиданной красы» даёт возможность проследить различия образов животных в искусстве прошлого и настоящего. Внимательно всмотревшись в эти предметы, каждый зритель может открыть для себя что-то новое.
***
Уважаемые посетители сайта uniqart.ru, поделитесь своими впечатлениями,
оставьте свой отзыв по теме этой статьи. Мы всегда рады доброму общению с вами!