Александр Колдер

Александр Колдер — американский скульптор, разработчик кинетического направления в искусстве, изобретатель «мобилей», монументальных «стабилей», проволочной скульптуры и движущихся абстрактных композиций.

Считается, что абстрактное искусство трудно для восприятия, потому что мышлению привычно распознавать знакомые объекты. Желательно, чтобы распознавание было быстрым, это закреплено жизненным опытом многих поколений.
Нельзя сказать, чтобы работы Александра Колдера визуально не распознаются и ни на что не похожи. Некоторые объекты напоминают измерительные приборы, например, метеорологические или астрономические. Монументальные скульптуры напоминают каркасы строительных зданий или части тяжелых механизмов. Сам Колдер говорил, что в большей степени вдохновляется природой, чем инженерным делом, хотя его творения весьма урбанистически.

Александр Колдер, культура и искусство Америки, американский скульптор, абстракционизм художники   Александр Колдер, культура и искусство Америки, американский скульптор, абстракционизм художники


Александр Колдер родился 22 июля в 1898 году. Его мать была художницей. Отец и дед были скульпторами. Его близкие работали в традиционный манере и были успешными профессионалами. Александр с детства мастерил, но не планировал становится художником. Он окончил Технологический институт, получил диплом инженера-механика и поначалу его работа была далека от художественной области, ему довелось потрудиться даже в бухгалтерии.

Александр Колдер, культура и искусство Америки, американский скульптор, абстракционизм художники   Александр Колдер, культура и искусство Америки, американский скульптор, абстракционизм художники

Но природа взяла своё. Однажды, будучи на корабле, Александр увидел необычное явление, на небе эффектным образов сошлись солнце и луна. Может быть, после этого переживания Колдер больше не искал себя в различных профессиях и понял своё предназначение. А круги и диски стали основными формами его композиций.

Колдер вдохновлялся работами художников-абстракционистов, с кем общался и в чьих мастерских бывал, например, Миро и  Мондриан. Колдер создавал свои графические и живописные работы, но неизменно возвращался к скульптуре. Его проволочные скульптуры были прозрачны и подвижны. Создавая минималистические объемные рисунки, Колдер пользовался проволокой, как карандашом. Не случайно он ценил тонкие и легкие рисунки Анри Матисса. Колдер задумывал свои скульптуры не только подвижными, но и звуковыми. Некоторые его конструкции двигаются под воздействием ветра и издают медитативные звуки.

Александр Колдер, проволочная скульптура   Александр Колдер, проволочная скульптура

В 1920-х годах Колдер работал художником в газете. Однажды издательству потребовалось сделать рисунки по теме цирковых представлений. Колдеру был вручен пропуск, по которому он мог ходить в цирк и делать зарисовки. После двухнедельной практики Александр Колдер «заболел» цирком и вскоре придумал своё представление, создал кукольных актеров, животных, декорации. Цирк Колдера пользовался большим успехом в артистической среде.

Отдельно были созданы проволочные скульптуры на тему «Цирк». Проволока позволяла создавать не только абстрактные композиции, но и портреты, всевозможные анималистические и многофигурные сюжеты.
Среди конструкций Колдера есть смешные и остроумные персонажи, например, птицы из пивных банок. Сейчас в этих произведениях дополнительно находится экологический смысл: из предметов, считающихся мусором, возникают художественные образы.

Александр Колдер   Александр Колдер

Скульптуры Колдера часто монохромны, прозрачны и визуально растворяются в пространстве. Важной составной частью таких композиций становится тень. Луч света, направленный на объект, создает эффект театра теней: птица из жестяных банок приобретает настоящие перья, а металлические диски на проволоке превращаются в листья на ветвях деревьев.

В разные эпохи периодически наступают моменты, когда ученые или художники из разных стран, находясь в разных условиях и обстоятельствах, обдумывая свои идеи, приходят к идентичным открытиям. Александ Колдер скорее всего не видел русского супрематизма и лучизма, а в России не видели произведений Колдера. Только в 1959 году в московском парке «Сокольники» в рамках подписания соглашения о культурном обмене между США и СССР, была проведена Американская выставка. На этой выставке были представлены два произведения Колдера, которые оказались «наиболее сложны для восприятия русской публики».

Александр Колдер, проволочная скульптура   Александр Колдер, проволочная скульптура

Произведения Колдера близки работам русских художников-авангардистов, хотя американский скульптор ничего о них не знал и пришел к своей манере через другой жизненный опыт. Александр в детстве наблюдал, как его отец и дед гнули проволоку, создавая каркасы глиняных скульптур. Многие знали этот традиционный процесс, но не находили в нем самоцели. Возможно, само время подсказывало специфические идеи.

Александр Колдер работал в диапазоне от мелкой пластики до монументальных объектов. Он считал урбанистическую скульптуру не столько украшением, сколько запоминающимся знаком, символом, указателем. На первое место он ставил красный цвет и именно его выбирал для своих скульптур.

Александр Колдер   Александр Колдер

С 9 июня по 30 августа 2015 года Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина организовал выставку «Александр Колдер. Ретроспектива». Экспозиция была составлена в основном из произведений собрания Фонда Колдера (Нью-Йорк). Это первая в России выставка американского скульптора. Сейчас, как и в 1959 году, эти произведения сложны для восприятия. У зрителя может возникнуть вопрос: что это за странные объекты и зачем они созданы? В каждом осколке стекла, в каждом куске проволоки есть своя жизнь и свой сюжет, чуткая душа увидит эту уникальную историю. Не существует материала, который был бы не пригоден для воплощения художественного замысла.

◊ ◊ ◊

В статье использованы:
— фотографии работ Александра Колдера, сделанные в ГМИИ им. Пушкина на выставке «Александр Колдер. Ретроспектива», 2015 г.
— фотографии Фонда Колдера / Calder Foundation, www.calder.org
— материалы книги «История искусства» Эрнеста Гомбриха, «АСТ», Москва, 1998.

***
У вас есть вопрос, пожелание или комментарий?
Пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.