Часть вторая
Японская керамика Раку — это один из типов керамики, наиболее распространённых в японской чайной церемонии. Чайная церемония — это форма медитации, идеальное выполнение простых действий, исключающих всё лишнее. Цель этих действий не результат, а идеальный процесс. Это культура минимализма и совершенствования. Чайное действо можно сравнить с подготовкой воина к сражению, монаха к молитве, художника к созданию живописного произведения, т.е. это духовная концентрация. Когда чайный мастер приготавливает чай, он словно становится чайной чашкой.
1. Красная чайная чаша-раку «Тафуку» («Много счастья). Раку Саню (1685-1739).
Название чаши связано с образом круглолицей, толстощекой женщины, один вид которой вызывает улыбку и приносит счастье. От низкого и широкого основания поднимается деформированное, вогнутое с одной стороны, тулово. В преувеличенной асимметричности есть что-то комическое. Чаша покрыта характерной для Саню красной глазурью Раку.
2. Чёрная чайная чаша-раку «Бандай-но томо» («Друг на века»). Раку Токуню (1745-1774).
Форма чаши традиционная. Линии четкие и изящные. На тулове рисунок черепахи, выполненный белой глазурью. Рисунок отличается точностью и аккуратностью. Эта спокойная чаша — воплощение искренности и чистоты мастера.
В японской чайной церемонии изначально использовалась привозная утварь. Вместе с буддийскими трактаты монахи приводили из Китая керамику, которая высоко ценилась. В чайной церемонии еще использовали керамику из Кореи. Отец Тёдзиро (Танака Тёдзиро — основатель школы Раку) по национальности был китайцем или корейцем, по профессии — керамистом и работал в технике трехцветной глазури сань-цай. Тёдзеро тоже владел этой техникой. Трехцветное керамическое блюдо Тёдзеро имеет сходные черты со стилем, свойственным южнокитайской керамике.
3. Трехцветное блюдо. Китай. XVI век.
Блюдо было вывезено из Китая в Японию еще в древности. На блюде стилизованные изображения креветок, рыб, морских водорослей, выполненные процарапыванием и тиснением по глине. Покрыто зеленой, желтой и коричневой глазурью. Для блюда характерен броский свободный стиль, свойственный южнокитайской керамике.
4. Трехцветное блюдо. Тёдзиро (?—1589), приписывается.
По краю блюда идет рельефный орнамент с изображением львов и пионов, в центре — изображение дыни. Произведение относится к раннему периоду керамики Раку.
Скульптура «Лев» выразительная работа и важный ключ к понимаю Тёдзеро и его чаш, содержащих в себе глубокий философский смысл. Лев динамичен и декоративен. Элементы на его хвосте напоминают пламя. Чаши Тёдзеро, напротив, демонстрируют отказ от декоративности, это тихие, аскетичные, сосредоточенные произведения. Любопытно, что такие разные вещи созданы одним человеком. Скульптура «Лев» создана в 1574 г. Через 10 лет Тёдзеро делает свою первую чашу. Первые чаши Тёдзеро имеют ровные стенки. Чаши более позднего времени имеют специальные искривленные очертания, которые позволяют удобно держать чашу в руке.
5. Чёрная чайная чаша-раку «Кинэорэ» («Обломок деревянного молота для риса»). Раку Тёдзиро.
Чаши цилиндрической формы предназначались для зимних чаепитий. Тулово энергично расширяется в нижней части и сужается кверху. Очертания чаши изящны. Видно, что форма возникла в результате ручной лепки. Естественная мягкость матовой чёрной глазури. При взгляде на эту чашу невольно возникает ощущение спокойствия, простоты, что выражает дух ваби. Это одно из лучших произведений Тёдзиро.
6. Двухцветная фигурка льва. Раку Тёдзиро. 1574.
Особо ценный культурный объект. При явном стремлении мастера к стилизации, фигурка льва вполне реалистическая. Она производит впечатление мощи, стремительного движения, лев словно готовится к прыжку. Работа отмечена яркой индивидуальностью и полярно противоположна чайным чашам Тёдзиро с их тихим и неспешным, но глубоким внутренним движением. Чрезвычайно важное произведение, свидетельствующее об истоках керамики Раку: было установлено, что оно изготовлено по технологии китайской керамики сань-цай, т.е. Тёдзиро использовал белый ангоб (сирагэсё) и двухцветную легкоплавкую глазурь.
В Японии все произведения художественной культуры хранятся в специальных футлярах, сделанных из дерева павловния. Это дерево обладает свойствами, позволяющими сохранить произведения от влияния климата. Обычно такие футляры имеют надписи, выполненные автором или владельцем произведения. Надписи свидетельствуют о подлинности и рассказывают об истории вещи. Иногда можно встретить надписи непосредственно на чашах, как правило, это имя мастера и оттиск его печати.
7. Крышка внутренней коробки от чёрной чайной чаши-раку «Омокагэ» («Образы прошлого»).
На внешней стороне крышки надпись с названием чаши кисти Ямада Сохэн (1627-1708), известного чайного мастера. Другой чайный мастер Исикава Дзиан (1583-1672) подписал оборотную сторону крышки внутренней коробки: «По форме она напоминает черную чашу Тёдзиро “Хатибираки”».
Чаша «Хатибираки» — известная чаша работы Тёдзиро, ныне утеряна.
8. Чёрная чайная чаша-раку «Омокагэ» («Образы прошлого»).
Чаши Раку раньше не имели этого названия. Они назывались имаяки, т.е. «чаши наших дней» или «современные чаши». Название «Раку» пришло через 100 лет, когда мастеру была пожалована печать с иероглифом Раку. Этот иероглиф стал использоваться в качестве марки.
9. Свиток с иероглифом «Раку». Бумага, тушь. Токугава Харутоми (1771-1852).
10. Чёрная чайная чаша-раку «Касин» («Счастливый сезон»). Раку Итиню (1640-1696).
Стенки тулова чаши, слегка поднимаясь от кольцевой ножки, в нижней части резко расширяются. Слегка сдавленное в средней части, тулово плавно сужается по направлению к верхнему ободку. Глазурь местами пористая (прием юдзу-хада), местами из-под чёрной глазури, как бы вскипая, проступает кирпично-красный пятнистый узор. Такого типа глазурное покрытие (сю-гусури) можно увидеть только у мастера Итиню.
Японская керамика Раку не имеет рассчитанной технологии, каждый мастер делал что-то своё, что-то новое. Но есть общий принцип: не используется гончарный круг. Небольшой кусок глины сначала согревают руками, укладывают в рельеф ладони. В результате чаша обретает параметры, которые идеальны для приготовления чая.
11. Чёрная чайная чаша-раку «Томоку сёкан о миру» («Взор устремляю к бескрайнему небу»). Раку Китидзаэмон XV (р. 1949). Чаша выполнена в технике якинуки. 2005. Тулово покрыто белым и желтым ангобом, подглазурный кобальт сочетается с традиционной чёрной глазурью-раку. В результате круговой проработки шпателем мягкая глина приобрела прихотливые очертания. Название чаши связано со стихотворением китайского поэта Ли Ци (690-751).
12. Белая чайная чаша-раку «Кансэцу» («Покрытая снегом»). Хонъами Коэцу (1558-1637).
Стенки тулова чаши от нижней части круто поднимаются вверх, слегка расширенное тулово и напряженность линии срезанного верхнего края. Это характерное произведение Коэцу. Чаша вылеплена из белой глины и покрыта бесцветной глазурью, которая придает ей легкий зеленоватый оттенок. Аналогичную глазурь можно увидеть и на чашах Доню.
***
Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Часть первая
«…Керамика Раку — это не просто посуда для чайных церемоний. Это сакральное искусство. «Раку» — это творческое имя, дарованное Тёдзиро, которое переводится, как «наслаждение»…»
Японская керамика. Керамические львы. Часть третья
«…Изящные вазы-ханаирэ. Курильницы-раку коро в форме львов — весьма выразительные образы, мощные, но не крупные скульптуры…»
- Выставка «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше», ГМИИ им. А.С. Пушкина, 22.09.2015 – 15.11.2015.
- Проект «Пятое измерение», канал «Культура» о выставке керамики Раку в ГМИИ им. А.С. Пушкина.