С 16.12.2014 по 01.03.2015 была проведена большая выставка: Пауль Клее в ГМИИ им. А.С. Пушкина — «Ни дня без линии». Экспозицию приурочили к 200-летию дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Были представлены произведения из Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других коллекций Швейцарии.
Пауль Клее создал целый мир, который существовал по правилам его интуиции, медитативного мировоззрения и любви к эксперименту. Он пробовал себя во многих техниках и жанрах: кубизме, конструктивизме, пуантилизме и не только. В итоге он нашел свою индивидуальную, узнаваемую манеру.
Периоды Пауля Клее сменяли друг друга, в зависимости от его увлечений. Путешествия в разные страны наполняли его сильными впечатлениями. Одним из первых и важных событий в жизни художника, которое повлияло на его образование, была поездка в Италию. Клее восхищался готикой и барокко, некоторое время он изучал архитектуру.
Клее стал востребованным художником. Художественная академия Дюссельдорфа предоставила Клее большое ателье, где он работает над масштабными произведениями. Но в 1933 году к власти приходит Гитлер. Национал-социалисты называют искусство Клее «дегенеративным», конфискуют его произведения из немецких музеев. Пауль Клее покидает Германию.
В творчестве Клее важен мотив марионетки, он сам мастерил кукол. Может быть, это были размышления о степени независимости человека?
В поздних работах художника много знаков, указывающих на потусторонний мир. Видимо, Клее предчувствовал завершение своей миссии.
История этого художника — прекрасный повод задуматься, есть ли смысл запрещать то, что не входит в систему привычных стереотипов?
Может быть, разумнее присмотреться к новым формам окружающего мира?
Тайнопись Пауля Клее, статья.
Репортаж телеканала «Культура» с выставки Пауля Клее в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В статье использованы иллюстрации из книги Дени Шевалье «Пауль Клее», Слово/Slovo, Москва, 1995.