Жостовская декоративная роспись. Жостовские подносы
Жостовская декоративная роспись жизнерадостна, как всё народное прикладное искусство. Промыслы формировались под воздействием народного воображения, в котором сочеталось подражание природе и выдуманные образы. В России существовала старинная традиция — украшать стены домов и утварь росписью. Раскрашенные подносы появились в XVIII века в Санкт-Петербурге и на Урале. В XIX веке в Подмосковье возникает промысел, напоминающий более раннюю Тагильскую роспись. Цветочный букет — основа росписи, в которой реалистические и декоративные изображения дополняют друг друга.
В деревне Жостово возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Жостовские подносы, поначалу бытового назначения, стали самостоятельными живописными панно. Промысел развивался, художники привносили в роспись новые темы и черты, но сохранились старинные технологии, которые применялись при создании кованных металлических подносов.
Создание подноса начинается с раскройки железного листа, из которого вырезаются различные формы. Форму кладут под пресс, который выдавливает поле подноса, раньше его выбивали молоточками. Затем будущий поднос «бортуется»— края его загибаются в валик. В таком виде заготовка попадает к грунтовщику. Полуфабрикат промазывают специальными смесями. Несколько слоев тщательно просушивают и шлифуют. Загрунтованный поднос красится обычно в черный цвет, но часто используют другие цвета и оттенки. К живописцу поднос попадает идеально ровным и гладким.
Художник на своем металлическом «холсте» мягкими кистями начинает составлять композицию, которая должна сложиться в единое целое. Для этого от мастера требуется чутье и точность рисунка. Черный фон должен кое-где проглядывать сквозь переплетения элементов. Когда композиция намечена и собрана, мастер делает теневую моделировку деталей. Эскиз оживает, но впереди еще много работы — это только этап подмалевка. Панно отправляют в сушильный шкаф.
После просушки приступают к стадии «прокладки» — придают рисунку объем и сочность. Завершают работу над подносом двумя приемами жостовской росписи — «бликовкой» и «чертежкой». Кладут блики, наносят прожилки на растения, делают последние уточняющие штрихи. Расписанный поднос остается только покрыть лаком.
В истории жостовской росписи были взлёты и трудные времена. Под влиянием радикального духа эпохи в 1920-1930-е годы промысел переживал попытки «модернизации». При этом традиционная жостовская роспись была представлена на Парижской всемирной выставке, как национальное культурное наследие, имела большой успех и завоевала новых почитателей. Подносы закупались большими партиями во Францию, Англию, США.
Художники, изучающие жостовскую роспись, получают профессиональные навыки живописи, которые потом используют в других направлениях и жанрах изобразительного искусства, разрабатываются новые сюжеты.
Жостовская декоративная роспись и жостовские подносы весьма разнообразны — это и традиционные жостовские цветы, ягоды и фрукты, пейзажи, образы русской тройки и жар-птицы. Это и подносы различной величины, и живописные панно на дереве и холсте.
Жостовская декоративная роспись применяется при создании авторских елочных игрушек, эксклюзивной бижутерии авторской работы, хенд мейд бижутерии. Расписываются броши, кулоны, подвески, серьги.
Бижутерия. Авторские работы
Бижутерия авторской работы — это не замена драгоценностей. Это дизайнерские объекты и полноправные произведения искусства.
Загляните в магазин авторской бижутерии и выберите украшения из перламутра — уникальные, лиричные, живописные.
У вас есть вопросы? Пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.