В галерее «Дом Нащокина» в 2011 г. была проведена выставка художника Анатолия Зверева, который стал уникальным явлением советской России рубежа 1950—1960-х г.г. Независимый, одинокий, не вписывающийся ни в одно сообщество, он был вызовом даже для новаторского подполья.
Анатолий Зверев — художник глубокого андеграунда. Его работы трудно соотнести с определенным направлением в изобразительном искусстве. При своей жизни он мало был известен в России. Советское искусство не могло пустить в свои ряды человека, абсолютно не соответствовавшего официальным канонам. Его творчество напоминало европейские течения: экспрессионизм, фовизм, абстракционизм. Эти художественные пути были слишком далеки от советских целей и ценностей.
Анатолий Зверев не получил академического образования. Роберт Фальк говорил о нем: «Бесполезно его учить тому, что знают все, потому что он знает то, о чем другие не ведают». Сам Зверев говорил: «Настоящий художник должен суметь рисовать, даже если у него нет ни одной краски». Именно так Зверев и поступал. Вход шли все подручные средства. Если у него не было кисти, ему прекрасно подходил веник. Зверевым двигала интуиция, спонтанность. Он создавал тот образ, который чувствовала его душа.
Анатолий Зверев любил писать публично, превращая процесс рисовая в шоу, фейерверк мыслей и красок. К созданным им картинам он относился небрежно, часто просто раздавал их и не тратил много времени на их создание. Ценил ли он сам свои произведения?..
Из воспоминаний о Звереве, записи на выставке:
Когда он, заканчивая работу и внимательно сравнивая натуру с портретом, как всегда произносил своё непременное: «Улыбочку!» — и делал последний мазок. А затем начинал тщательно выводить свои инициалы. «В конце концов, — говорил он, — моя подпись тоже что-нибудь значит».
Записи на выставке: «Зверев обладал способностью превращать в живопись буквально всё, что попадало в поле его внимания. Он сильнее других воплотил в себе экспрессиониста как тип личности, как способ и образ жизни, сочетая артистическую открытость с замкнутой напряженностью».
На сегодняшний день художественный рынок наполнен огромным количеством работ Анатолия Зверева, в том числе и подделок. Весьма затруднительно провести экспертизу и определить, что подлинник, а что обман. Имитируют Зверева с удовольствием, его почерк — кажущаяся простота.
Этот художник при жизни был загадкой, в последствии он не стал для многих понятнее.
В статье использованы фотографии живописных и графических работ Анатолия Зверева, сделанные на выставке в галерее «Дом Нащокина», 2011 г.