Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше

Часть первая
Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше — эта выставка, посвященная истории развития одной из самых известных керамических традиций в искусстве Японии, насчитывающей уже более 450 лет и берущей начало с XVI века. В экспозиции представлены произведения всех мастеров школы Раку, начиная с Танаки Тёдзиро (?—1589), выдающегося японского керамиста и основателя школы Раку. «Раку» — это творческое имя, дарованное Тёдзиро, которое переводится, как «наслаждение» или «простота», «естественность». Творческое имя превратилось в название школы и наследственную фамилию потомков Тёдзиро.

Японская керамика раку, чаши раку, искусство древней японии   Японская керамика раку, чаши раку, искусство древней японии


1. Красная чайная чаша-раку «Муитибуцу» («Ни единой вещи»). Раку Тёдзиро.
Особо ценный культурный объект. Чаша исполнена сдержанного спокойствия, от нее исходит ощущение полноты бытия. Пожалуй, это лучшая чаша, созданная Тёдзиро. Глазурное покрытие очень тонкое, ощущается мягкость глины. Автор явно хотел подчеркнуть символичность глины как материала, обладающего мягкой податливостью.

2. Чёрная чайная чаша-раку «Кабуро» («Стриженая голова»). Раку Тёдзиро. Чаша имеет форму полуцилиндра, расширяющееся в нижней части и чуть сужающееся кверху тулово придает ей приятную устойчивость. Это очень знаменитая чаша, точно известен список ее славных владельцев.

Керамика Раку — это не просто посуда для чайных церемоний. Это сакральное искусство, важное для понимания культуры Японии.
Гончары династии Раку создали совершенно особый мир красоты, не имеющий аналогов в истории японской керамики. Произведения этих мастеров сделаны по особой технологии и представляют собой предметы, используемые в традиционном японском искусстве тя-но ю — «Путь Чая». Появление и дальнейшее развитие керамики Раку самым тесным образом связано с традицией чайного действа, философией и эстетикой ваби. Ваби (яп. скромная простота) — часть японского эстетического мировоззрения, ассоциируется со скромностью, одинокостью, неяркостью, но внутренней силой.

Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше, искусство древней японии   Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше, искусство древней японии

3. Чёрная чайная чаша-раку «Мукигури» («Очищенный каштан»). Раку Тёдзиро.
Особо ценный культурный объект. Основание и нижняя часть тулова имеют округлую форму. Верхняя часть тулова четырехугольная, что чрезвычайно редко встречается в чайных чашах, пожалуй, эта единственная. Явно стремление мастера сохранить правильность, но не однообразность формы. Чуть заметны специфические вмятины и выступы на поверхности чаши — это следствие формовки не на гончарном круге, а вручную.

4. Чайная чаша в стиле идо. Раку Дзёкэй (?-1635). Чаша относится к категории чаш-идо, но при этом она покрыта белой глазурью коро-гусури, которая является изобретением самого Дзёкэй. Он взял за образец клас­сическую форму корейской чаши, изготовленной на гончарном круге. Дзёкэй сформовал ее вручную, оставив кое-где следы шпателя, имитирующие обработку на гончарном круге. Со временем на белой глазури возникли трещинки-кракле, напоминающие о том, что чаше уже 400 лет.

Мастерские разных поколений создавали свою керамику, стиль керамики Раку мог резко изменяться. Художники обращались к поиску новых, современных, индивидуально окрашенных средств выразительности. Но потом керамика возвращалась к истокам традиции, к знаменитым образцам старинных чаш-раку, к стилю Тёдзиро, отрицавшему всякую декоративность.

Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше, искусство древней японии   Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше, искусство древней японии

5. Красная чайная чаша-раку «Сандзин» («Горный житель»). Раку Доню (1599-1656).
Цилиндрические чаши были задуманы как «зимние». Они выше и глубже обычных, поэтому лучше сохраняют тепло и не дают чаю быстро остывать в холодное время года. Чаша «Сандзин» выделяется своей высотой даже среди остальных цилиндрических чаш, к тому же она слегка расширяется в верхней части, что является явным отклонением от канонов. Снизу на основании чаши есть оттиск малой печати Доню, которой, как принято считать, он пользовался в молодые годы. Можно предположить, что Доню уже с ранних лет имел склонность к новаторству и был готов на эксперименты.

6. Чёрная чайная чаша-раку «Ямадзато» («Горное селение»). Раку Итиню (1640-1696).
На передней стороне чаши изображена фигурка человека, несущего на плече шест, к концу которого привязан серп. С оборотной стороны вырезана вязанка хвороста, ее контуры обозначены белой глазурью. Фигурка человека процарапана очень обобщенно, в этом уникальность и привлекательность чаши. Здесь использован метод сю-гусури, пористая фактура чёрной глазури производит впечатление изысканной простоты.

***

Uniqart произведения японского искусства

Японская керамика Раку. Часть вторая
«…Керамика Раку не имеет рассчитанной технологии, каждый мастер делал что-то новое. Не используется гончарный круг. Мастера строго хранят свои секреты. Индивидуальные рецепты глазури не открываются никому…»

Uniqart произведения японского искусства

Японская керамика. Керамические львы. Часть третья
«…Изящные вазы-ханаирэ. Курильницы-раку коро в форме львов — весьма выразительные образы, мощные, но не крупные скульптуры…»

Выставка «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше» состоялась в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 22.09.2015 – 15.11.2015.