Таир Салахов. Солнце в зените

Искусство сурового стиля, художники-шестидесятники, советское искусство

Отличительная особенность творчества Таира Салахова — это тесная связь со временем. В многофигурных композициях, портретах, натюрмортах, пейзажах чувствуется время. Художник чутко реагирует на происходящие перемены и запечатлевает это движение в своих работах. Образы времени, реального, исторического и социального, узнаваемого и меняющегося, стали лейтмотивом произведений, созданных Салаховым на протяжении без малого семидесяти лет. Азербайджанец по рождению, воспитанник русской и азербайджанской художественных школ, он, не утратив своей национальной идентичности, вошел в мировое сообщество крупнейших мастеров искусства XX века. Таир Салахов учился в Баку, Ленинграде и Москве, потом преподавал, — сначала в Азербайджанском государственном институте искусств, затем — в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. За Салаховым признавали лидерство в 1960-е годы, называя его одним из основоположников «сурового стиля», шестидесятником.

таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки

Романтически приподнятой и поэтической атмосферой оттепели наполнены работы художника конца 1950-х годов, в которых он предпочел лирическую форму. Несколько хрупких стеблей гладиолуса с подсвеченными утренним солнцем цветками, поставленные на подоконник настежь распахнутого окна, как стрелы, перечеркивают скучную стену дома напротив. Непринужденно, без малейшего нажима на полотне возникает образ зарождающейся надежды и столь желанной, ничем не ограниченной свободы. Время в работах Салахова всегда символично, и сейчас это — утро, начало дня, начало пути, начало новой и, как всем тогда хотелось, долгой и счастливой жизни.

таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки
Портрет художника. Таир Салахов. Журнал «Третьяковская галерея».

Портрет азербайджанского композитора, ученика Д.Д.Шостаковича Кара Караева (1918-1982) Таир Салахов задумал сразу после окончания института. Следуя духу времени, ему хотелось, по его словам, «написать Караева в будничной, рабочей обстановке, имея в виду, разумеется, что будничная работа для творца — это необыкновенный, внутренне напряженнейший процесс». В течение года художник посещал репетиции балета Караева в Большом театре. Он нашел единственно верное композиционное решение для портрета: фигура Кара Караева, словно сжатая пружина, вписана в узкий горизонтальный холст, что как нельзя лучше передает состояние творческого напряжения. Лаконичный в деталях и монументально-обобщенный образ в полной мере отвечал эстетике «сурового стиля».

таир салахов, кара караев композитор, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   дворец ширваншахов, таир салахов, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки

На одном из многофигурных полотен Салахова все женщины, разлученные морем со своими мужьями, братьями, отцами, словно застыли в ожидании их возвращения. Каждая замкнулась в себе, ушла в свои переживания. Их ожидание не укладывается в границы определенного времени — это длящееся состояние, константа их жизни, проходящая через детство, молодость, зрелость, и все вместе они — матери, жены, сестры и дочери —воплощают разные грани вечного женского образа.

таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки
Обзор художественных выставок в Москве cultobzor.ru

Портрет младшей дочери Салахова был написан буквально за несколько дней. Трехлетняя Айдан в день своего рождения, вся в белом, вбежала в мастерскую отца и села на лошадку, полученную в подарок. Отталкиваясь от непосредственного впечатления, художник создал не просто портрет дочери, но образ детства — чистый, строгий и нежный. Еще в ранних работах Салахова появляется характерная примета, особая яркая метка — небольшая красная деталь. На портрете Айдан это алая уздечка. Смысловой и цветовой акцент, который на первый взгляд неприметный, крепко держит композицию полотна.

таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки

Мать художника прожила долгую и трудную жизнь. Почти двадцать лет она ждала возвращения арестованного мужа, пока не получила извещение о его смерти и реабилитации. Когда-то, еще в 1950-х годах, Таир Салахов привез из Крыма росток агавы. Растение прижилось, разрослось и в какой-то момент стало напоминать ему мать: мощный ствол, корень — это она сама, и крепкие листья — её дети. Этот портрет матери стал прощанием с ней накануне неизбежного расставания, накануне ее ухода.

таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки

В 1970 году художник приобретает дом в Нардаране — рыбацком поселке на берегу моря на Апшеронском полуострове. Апшерон — это суровая скалистая земля, древние селения и средневековые крепости. Это место, где прошлое накрепко срослось с настоящим, а будущее наследует их неизгладимые черты, где время словно замедляет естественный ход и солнце застывает в зените. Апшерон — это не просто земля, это символ родины. В центре этого пространства на картине Салахова — старая баня. Редкие гребешки травы, крепкий остов постройки с осыпавшимися углами, нескончаемые песчаные волны — все в этом образе сливается в размышления о неразрывности прошлого, настоящего и будущего.

таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки   таир салахов, художники азербайджана, суровый стиль в живописи, третьяковка лаврушинский выставки
Испанские новеллы Таира Салахова. Журнал «Третьяковская галерея».