Символизм и сюрреализм в живописи. Искусство Мексики.
В Санкт-Петербурге, в музее Фаберже организована выставка Фриды Кало. В России эта первая выставка. Период её проведения: с 3 февраля по 30 апреля 2016 года. Картины, созданные этой мексиканской художницей, являются достоянием Мексики. Их запрещено вывозили из страны. Но частные коллекции могут путешествовать по миру. Практически все такие работы Фриды Кало представлены на выставке в Санкт-Петербурге. Экспозиция позволяет увидеть в развитии путь этой знаменитой женщины и интересного художника XX века.
1. Автопортрет с обезьянкой, написанный в 1937 году, находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Эта картина участвовала в первой крупной выставке Фриды Кало в Нью-Йорке в 1938 году. Французский писатель и основоположник сюрреализма Андре Бретон в своей статье к этой выставке назвал эту работу сюрреалистической. Кало не согласилась с его оценкой: «Они думали, что я сюрреалист, но я никогда не рисовала сны. Я написала свою собственную реальность…».
2. Фрида Кало сыграла важную роль в возрождении традиционной мексиканской культуры. На автопортрете с обезьянкой, датируемый 1938-м годом, Фрида Кало изобразила себя с любимой обезьянкой на фоне пышной растительности в традиционном мексиканском стиле, со сложной национальной прической, в мексиканской блузе и ожерелье. Автопортрет находится в США, в Художественной галерее Олбрайт-Нокс.
Несчастье, произошедшее с Фридой Кало в юности, радикально повлияло на её жизнь и направило её по пути художника. В 18 лет она попала в аварию. Автобус, в котором ехала девушка, столкнулся с трамваем. Фрида получила множественные переломы. Целый год она была прикована к постели. Чтобы занять себя и легче переносить боль, Фрида начала рисовать. До аварии она не занималась искусством. В организации рабочего места Фриде помогал отец. Мольберт Фриды был размещен таким образом, чтобы она могла рисовать лёжа. В итоге она — художник-самоучка, выработала свой язык символов, из которого сложился её мир наивного искусства, фолк-арта и сюрреализма.
3. Автопортрет с обезьянкой, написанный в 1945 году, находится в Музее Долорес Ольмедо, в Мексике. Эта картина — аллегорический рассказ о том, что причиняет Фриде страдания и откуда она черпает силы. В работах Кало обезьянка традиционно означает ребёнка и верного товарища. Мексиканская собачка и старинная статуэтка символизируют мексиканскую культуру. Гвоздь — это обманутые надежды и боль отношений с мужем Диего Ривера. Взаимосвязь всего показана через ленту, которая оплетает все символические образы. Эта картина была показана в России в 2015 году на выставке «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».
Одна из главных тем Фриды Кало — это невозможность стать матерью. Об этой проблеме говорить не легко. Но через свои картины Фрида была откровенна и рассказывала о глубоко личностном и интимном. Картина «Больница Генри Форд» — это одно из произведений, посвященное этой болезненной теме. Фрида изображает сюжет, как в очередной раз теряет дитя. Художница изображает себя лежащей на кровати в крови. Символические предметы окружают женщину, они связаны с ней ниточками-пуповинами. Улитка означает медленно текущее время. В центре картины — не рожденный ребенок. Рядом — анатомическое изображение женской системы. Внизу картины находятся механическая шестеренка, которая противопоставляется нормальному течению жизни, и сломанная орхидея, олицетворяющая несчастную женщину. Замыкает этот символический круг изображение тазовых костей, которые были раздроблены — это последствие страшной аварии и причина, почему она не может стать матерью.
Фрида Кало «Я и мои попугаи» и автопортрет с терновым ожерельем и колибри.
Важнейшие событие в жизни Фриды Кало — это встреча с Диего Ривера, мексиканским художником-монументалистом, который стал ее мужем. Диего влиял на Фриду и как человек, и как художник. Он вдохновлял ее. Но это были не простые отношения. Диего Ривера был человек со сложным характером, он беспечно относился к множеству своих романов. Для Фриды каждая измена мужа была трагедией.
Фрида Кало «Сломанная колонна» и портрет Доны Разиты. Музей Долорес Ольмедо.
Одно из самых известных произведений Фриды Кало — «Сломанная колонна». Это автопортрет. На картине изображена женская фигура, на месте её позвоночника находится разрушенная колонна. Все женское тело усеяно гвоздями. Это произведение — символ не только физической, но и моральной боли. Фриде постоянно приходилось лечиться, она перенесла огромное количество операций, носила жесткие корсеты, которые поддерживали ее тело. Но изображенное тело стоит ровно. Картину «Сломанная колонна» можно считать не только символом сломанной жизни, но и символом стойкости.
Любимой картиной самой художницы был портрет Доны Разиты, мудрой женщины, матери коллекционера, для которого Фрида создала множество картин. За спиной Доны Разиты изображена изгородь из цветущих кактусов — символа защиты и долголетия. В руках пожилой женщины спицы, означающие нить судьбы семьи и целого рода.
Еще одна важная картина, которую выделяла для себя Фрида Кало — «Я и моя кормилица». Фрида была настроена патриотично и гордилась тем, что ее выкормила мексиканка. На этой картине художница изображает себя на руках своей кормилицы, лицо которой закрыто маской древнего идола. На картине есть изображения насекомых, которые сливаются с растениями и таким образом спасаются от своих врагов. С этими насекомыми Фрида ассоциировала себя.
Фрида Кало «Я и моя кормилица» и натюрморт с испуганной невестой.
В зрелый период своего творчества Фрида Кало пишет много натюрмортов. Для нее жанр натюрморта — это не формальное изображение предметов, это зашифрованные истории. Возможно, натюрморт «Цыпленок» — это не только иллюстрация взаимоотношений Фриды с мужем, но в целом ее взаимоотношения с миром. На картине изображено хрупкое длинноногое насекомое — это характерный образ самой Фриды. Насекомое сидит на букете сирени, который изъеден гусеницами и запутан паутиной. У насекомого нет шансов выбраться. А милый цыпленок — это зашифрованный образ её мужа Диего, который смотрит снизу вверх на букет и не понимает, в чем заключаются проблемы. Это наивное существо относится к другому миру и помочь обреченному существу не может.
Фрида Кало, натюрморт «Цыпленок» и автопортрет с обезьянками.
В конце жизни в картинах художницы начинают преобладать мрачные образы. Проблемы с алкоголем были и раньше, после ампутации ноги начинаются наркотики. В своих дневниках Фрида называла себя «исчезновением». Она не боялась кончины и относилась к этому факту философски торжественно. Фрида скончалась 1954 году, в возрасте 47 лет от воспаления лёгких. В своём дневнике она оставила последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды предполагали, что она умерла от передозировки. Тем не менее, доказательств этой версии нет. Жизнь Фриды Кало была запутанной. В её картинах много печальных и пугающих образов, которые автобиографичны и откровенны. Эта искренность подкупает и вызывает сочувствие. Произведения Фриды Кало значительны для латиноамериканского и мирового искусства.
Фрида Кало, натюрморт, посвященный Samuel Fastlicht и натюрморт с попугаем и фруктами.
◊ ◊ ◊
- Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики», Музей Фаберже.
- Автопортрет с терновым ожерельем и колибри. Описание картины, трактовка сюжета.
- Фрида Кало и Диего Ривера в Москве.