Художник Виктор Попков

Искусство сурового стиля, художники-шестидесятники, советское искусство

Виктор Ефимович Попков, яркий и самобытный художник «сурового стиля». Он из поколения, которое называют «шестидесятниками», пришедшими в искусство в конце 50-х годов XX века. Это было время «оттепели», время серьезных перемен. Происходило осмысление недавней истории страны. Стало возможно обсуждение и осуждение тоталитарной власти, последовали реабилитации репрессированных, начался диалог с западным миром, появилось больше свободы слова. Общественная жизнь стала оживать. И в искусстве начались изменения. Официоз сталинской эпохи, выражавший государственную идеологию, начал понемногу уходить. В искусстве появилось выражение личного отношения к миру и человеку.

попков виктор ефимович, живопись советских художников, суровый стиль в живописи   попков виктор ефимович, живопись советских художников, суровый стиль в живописи
Виктор Попков «Воспоминания. Вдовы», 1966 и «Сентябрь на Мезени», 1969—1970.

Детство художника прошло в поселке Челюскинский в Пушкинском районе Московской области. По окончании школы Виктор Попков учился в Москов­ском художественном институте им. Сурикова, в мастерской Е. Кибрика. Известность к художнику пришла почти сразу — дипломную работу Попкова приобретает Государственная Третьяковская галерея. Популярность художнику принесла картина «Строители Братска». Тема трудового героизма была одной из самых популярных в советской жи­вописи. Отдавая дань времени, Попков создает образы рабочих. «…Они словно предстоят перед зрителем, не слишком заботясь о том, как выглядят. На их лицах нет лучезарных улыбок, как это было принято в искусстве сталинской поры, напротив, рабочие серьезны и сосредоточены».

виктор попков картины, живопись советских художников, суровый стиль в живописи   виктор попков картины, живопись советских художников, суровый стиль в живописи
Виктор Попков «Строители Братска», 1960 и «На работу», 1958.

Творческая биография Виктора Попкова уместилась в короткие 16 лет. Трагическая гибель в ноябре 1974 года оборвала жизнь художника. Его наследие — это 90 картин в Третьяковской галерее, 20 картин находятся в Русском музее, остальные разбросаны по музеям и частным коллекциям в России и за рубежом.

попков виктор ефимович, живопись советских художников, суровый стиль в живописи   виктор попков картины, живопись советских художников, суровый стиль в живописи
Виктор Попков «Двое», 1966 и этюд к картине «Лето. Июль», 1968-1969.

На картине «Двое» изображены фигуры нежной девушки и сильного мужчины. Это картина-притча, рассказывающая о том, что мужское и женское начала существуют как параллельные миры. За эту картину в 1967 году Виктор Попков получил Почетный диплом на биеннале молодых художников в Париже. Официальные лица в России, напротив, осудили это произведение, увидев в нем непристойный подтекст.

Идея открыть музей Виктора Попкова в его московской мастерской, к сожалению, не нашла поддержки городских властей. Тогда родственники художника решили передать часть работ на хранение в мытищинский историко-художественный музей. Эскизы и личные вещи художника — кисти, мольберты, сувениры, привезенные из командировок и поездок по России, были переданы в музей в 70-е годы XX века. Виктор Попков много путешествовал, любил Русский Север. Северные колокольцы, плетеные изделия — эти вещи воссоздают атмосферу мастерской художника в Москве, у Киевского вокзала.

По материалам Надежды Алексеевой «Незабытое имя».