Художники экспрессионизма. Эпохи, формы и направления в искусстве
Направления в искусстве никогда не возникают случайно. Их порождает сама жизнь. Эпоха отражается в искусстве, как в зеркале. Не случайно в начале XX века сформировалось направление экспрессионизма, как глубокий след от мировой войны, от фатального разлома в обществе, которое переживало страх и разочарование. При острой боли не имеют значение эстетические тонкости и изящество. Художники экспрессионизма использовали резкие мазки, угловатые линии, деформированность форм, кричащие цвета или, наоборот, уныло-грязные. Образы, как симптомы кризисного состояния.
Экспрессионизм выводит на первый план субъективные эмоции отдельного человека, сюжеты из повседневной жизни приобретают большую важность. Пристальный взгляд направлен на личные истории. Возможно, появляется подозрение, что одна из причин общего кризиса, это отсутствие внимания к так называемому «маленькому человеку»?
Не трудно провести параллель между постимпрессионистом Ван Гогом и экспрессионистом Эдвардом Мунком. Ван Гог создавал образы рабочих, изображал бедные районы, злачные места и прибежища душевнобольных, эти сюжеты далеки от эстетических удовольствий. Художник лично переживал трагедию неимущего и обездоленного человека. Его эмоциональный накал ощутим даже в пейзажах и натюрмортах.
Если посмотреть на историю искусств широко, то можно найти черты экспрессионизма в картинах Эль Греко. Эта параллель наводит на мысль, что экспрессивная художественная манера прорывается в различные исторические периоды.
При своей жизни Эль Греко был популярен, но не имел последователей. В течение трех столетий его имя было забыто. В XX веке Эль Греко вновь стал интересен публике. Возможно потому, что его картины оказались созвучны мировосприятию современного человека.