Павел Федотов в Третьяковской галерее

Павел Федотов в Третьяковской галерее. Выставка под названием «Театр жизни» проходит с 25 февраля — по 14 июня 2015 г. в Лаврушинском переулке, в Инженерном корпусе. Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения художника.
С одной стороны Павел Федотов популярен. С другой стороны, известно лишь небольшое количество его работ. Советская идеология поставила на художнике штамп критического реализма. Но Федотов не ограничивается поверхностной критикой, его работы более сложны и глубоки.

   Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov   Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov

Федотов не получил системного образования. Эпизодически он учился у Брюллова, академическое влияние которого заметно в почерке Федотова. В тоже время Федотов близок к малым голландцам. Картины этого направления живописи создавались для камерного интерьера, они были небольшого размера с сюжетами про обыденную жизнь. Федотову близок и английский художник Уильям Хогарт. Оба художника были портретистами, иллюстраторами и сатириками, оба изображали человеческие пороки с использованием многочисленных образов символического содержания.
Если сравнивать живопись и литературу, можно сопоставить Федотова и Гоголя. Их объединяет ирония, самоиронии, исключительная наблюдательность. Совпадают трагические обстоятельства их жизней: психиатрическое лечение и печальная кончина.

Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov   Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov

Федотов создал большую коллекцию портретов друзей и родственников, но работа по заказу не складывалась. На какое-то время Федотов стал популярен, ему благоволили меценаты, в том числе коллекционер Павел Третьяков, который собирал современное искусство. Но критический взгляд и принципиальность художника входили в серьезное противоречие с государственной цензурой. Федотов постепенно терял покровителей. Слава оказалась мимолетной, она не принесла художнику ни ощутимых перемен в его жизни, ни благосостояния.

Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov   Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov

Федотов жил сурово, но, судя по работам, его притягивали тонкость и изысканность: фактура дорогих тканей и аксессуаров, богатая отделка интерьеров. Каждая вещь досконально прорисовывалась и наделялась смылсом. Сюжеты композиций наполнены персонажами и параллельными событиями. Федотов сам писал сопроводительные тексты и давал расшифровки своим произведениям.

Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov   Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov

Выставка разделена на три части. Первая часть посвящена полковой жизни художника и портретам его близких. Вторая, самая большая часть выставки, отведена главным произведениям художника («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», три варианта сюжета «Вдовушка» и др.), а также жанровым бытовым рисункам.

Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov   Павел Федотов в Третьяковской галерее / Pavel Fedotov

Третья часть выставки показывает совсем иного Федотова, в которой присутствует лишь один маленький пейзаж, нежный и лиричный. Во остальном, это экспрессивные, обобщенные работы. Подготовительный материал к картине «Игроки»: графические листы созданы без детальной проработки, с мощным эмоциональным накалом, без литературных дополнений, выразительными средствами точной линии и контраста между светом и тенью. Такие же черты эскизности имеет картина «Анкор, еще анкор!». Отсутствие отвлекающих подробностей, простота и естественность кисти создают живописную силу картины.
Во многих работах Федотова присутствует почти незаметная свеча, которая дает слабый свет, намекающий на присутствие высшего смысла, который едва уловим в повседневной суете.

Репортаж телеканала «Культура» с выставки Павла Федотова в Третьяковской галерее.