Фрида Кало и Диего Ривера. История любви. Мексиканские художники
Фрида Кало и Диего Ривера. История любви. VIVA LA VIDA! (Да здравствует Жизнь!) — это выставка произведений легендарных мексиканских художников из музейных и частных собраний. Выставка организована в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж», в период с 21.12.2018 г. по 17.03.2019 г.
Фрида Кало и Диего Ривера. История любви. VIVA LA VIDA! (Да здравствует Жизнь!).
В 1983 году вышла в свет знаменитая биография Фриды Кало, написанная американским искусствоведом Хейден Эррерой. 20 лет спустя описание жизни художницы было экранизировано, а роль Фриды убедительно сыграла голливудская звезда Сальма Хайек. За то время, что разделяет два этих события, восприятие искусства Фриды Кало в мире сильно изменилось. Стоимость её работ в 1990-е годы взлетела на невиданный уровень, как для женщин-художниц, так и для латиноамериканского искусства. Была установлена принципиально новая ценовая планка. В это же время возник, окреп и коммерциализировался культ Фриды.
«Фрида Кало и Диего Ривера. История любви». Жизнь Фриды Кало хорошо известна: семейные драмы, проблемы со здоровьем, популярность и одиночество.
Массовая арт-терапия Фриды Кало
В конце XX столетия фирменная монобровь, цветочные венки и обезьянки безошибочно распознаются даже теми, кто совершенно незнаком с мексиканским модернизмом. Покупая «Фриду», мы приобщаемся к революционности и радикальности, но в смягченном и безопасном виде. Её жизнь и искусство стали массовой арт-терапией, поводом и мотивом креативных изысканий, расширяющих понятие китча, и источником бесконечных заимствований. Фрида глядит на нас с сумок и кружек. Её жизнь мы хорошо знаем: семейные драмы, проблемы со здоровьем, популярность и одиночество. Однако, пробившись сквозь многослойный глянец и обратив взгляд на её подлинную живопись и связанные с её жизнью документы, мы все же можем попробовать понять или почувствовать, какой она была на самом деле, эта Фрида, по которой весь мир сходит с ума.
1. Фигура жреца с чашей и лопаткой. Культура Веракрус, побережье Мексиканского залива 600-900 гг. н.э.
2. Фигура сидящей женщины с чашей. Культура Наярит, Западная Мексика, 100 г. до н.э. — 250 г. н.э.
3. Фигура мужчины. Культура Халиско, Западная Мексика, 300 г. до н.э. — 250 г. н.э.
4. Сосуд в форме собаки. Культура Халиско, Западная Мексика, 100 г. до н.э. — 250 г, н.э.
5. Сосуд с изображением фигуры правителя. Культура майя, 500—800 гг. н.э.
6. Расписной сосуд. Культура майя, 500-800 гг. н.э.
Музей Долорес Ольмедо
Долорес Ольмедо Патиньо была одной из любовниц Диего Риверы, но музей её имени и собранная здесь коллекция выражает любовь к Мексике, а не только к Ривере. В 1962 году, успешная мексиканская предпринимательница Долорес Ольмедо приобрела старинный дом в южном районе Мехико. В 1994 г. превратила его в музей.
Музей Долорес Ольмедо. Культура, искусство, достопримечательности Мексики.
В музее Долорес Ольмедо хранится крупная коллекция картин Диего Риверы (137) и его жены Фриды Кало (25). Кроме этого, здесь представлены работы других мексиканских художников, собранные Долорес коллекции фигурок доколумбовой эпохи (примерно 6 000), предметы искусства колониального и современного периода, в саду музея скульптуры животных и птиц. В музее Долорес Олмедо хранится коллекция работ Анджелины Белофф (Ангелина Петровна Белова), русско-мексиканской художницы, которая была первой женой Диего Риверы.
Диего Ривера. Музей Долорес Ольмедо.
«Портрет Долорес Ольмедо», 1930 г., литография.
«Ребенок с тако», (тако — традиционное блюдо мексиканской кухни), 1932 г.
«Семья», 1934 г. «Причесывающиеся женщины», 1957 г. «Теуана (Купание в реке)», 1946 г.
Диего Ривера. Биография
Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года, в Мексике, в зажиточной семье. У Диего был брат-близнец по имени Карлос, который умер через два года после рождения. Ривера начал рисовать в возрасте трех лет. Его поймали за рисованием на стенах. Родители, вместо того, чтобы наказать его, установили на стенах доски и холст.
C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909—1920), в Италии (1920—1921), побывал в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо. Работал с художниками Монпарнаса. Амедео Модильяни написал его портрет в 1914 году.
Диего Ривера. «Страстная пятница» (Лолите Гонсалес от Диего Риверы), 1953 г.
«Механическое материнство», 1933 г. «Нож и фрукты на окне», 1917 г. «История религии V», 1956 г.
С 1913 по 1917 год Ривера с энтузиазмом воспринимал новую художественную школу кубизма. Около 1917 года, вдохновленный картинами Поля Сезанна, Ривера перешел к постимпрессионизму с простыми формами и крупными пятнами ярких цветов. Его картины стали привлекать внимание. Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства, так и модернизма. Ему были очень близки традиционные мексиканские художественные жанры и стили.
Диего Ривера, «Гуадалупе Ривера» (дочь Риверы), 1946 году; портрет Гуадалупе Марин, 1938.
Фрида Кало, портрет сестры Кристины, 1928. Диего Ривера, портрет Рут Ривера Марин 1948.
Личная жизнь Диего Риверы
В 1911 году Диего Ривера женился на Анжелине Белофф, она родила сына Диего (1916–1918). Когда Ривера был женат на Анжелине, в течение полугода его возлюбленной была Маревна (Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой. В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин, мексиканской писательнице и модели, с которой у него было две дочери, Рут и Гуадалупе. Диего Ривера все еще был женат, когда познакомился со студенткой Фридой Кало. Они поженились 21 августа 1929 года, когда ему было 42 года, а ей 22. В 1939 году случился развод из-за интимной связи Диего с сестрой Фриды Кристиной. Но они вступили в повторный брак 8 декабря 1940 года в Сан-Франциско. 29 июля 1955 года, через год после смерти Фриды Кало, Диего Ривера женился на Эмме Хуртадо, его агенте и хозяйке художественного салона.
Диего Ривера, портрет Фриды Кало, 1940 г.; портрет Куки Бустаманте, 1946; портрет Наташи Заколковой-Гельман, 1943; портрет Донны Елены Флорес де Каррилло, 1953; Долорес.
Диего Ривера и СССР
В 1927 году художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь». Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 году он вышел из Мексиканской компартии. В 1937 году в доме Фриды и Диего ненадолго нашёл убежище советский революционер Лев Троцкий. Считается, что уехать от них Троцкого вынудило слишком явное его увлечение Фридой.
С течением времени Диего Ривера занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина. В 1955—1956 годах художник снова приезжал в СССР. Ривера умер 24 ноября 1957 года (70 лет).
Фрида Кало и Диего Ривера. История любви. VIVA LA VIDA! (Да здравствует Жизнь!).
Выставка в Москве, в выставочном зале «Манеж».
◊ ◊ ◊