Скульптор Анна Голубкина родилась в Зарайске. В старообрядческом доме Голубкиных никто не имел отношения к изобразительному искусству. Семья вела крестьянский образ жизни, но уважительно относилась к образованию. Анну отпускают в Москву, несмотря на необходимость рабочих рук в доме и возраст дочери, которой, казалось бы, учиться было уже поздно. Но Голубкина начинает путь художника. С собой в Москву в качестве «портфолио» она повезла скульптурки из необожженной глины.
Анну Голубкину заметили в Москве и посодействовали ей в получении образования. Она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в Академии художеств Санкт-Петербурга, в Париже у знаменитого Огюста Родена, но не получила ни одного диплома, она к этому не стремилась. Голубкина училась по своему личному графику. Ей потребовалось около семи стремительных лет на формирование мастерства скульптора.
После успешной практики во Франции Анна Голубкина возвращается в Москву, она становится известной, ее называют «гениальной крестьянкой», но она сталкивается с проблемами и долго не может найти подходящую мастерскую. Для России это всегда было трудно. Наконец ей удается арендовать мастерскую по адресу Большой Лёвшинский переулок 12, где сейчас и находится музей-мастерская Анны Голубкиной.
Анна Голубкина не бралась за создание портретов тех людей, которые были ей не симпатичны. Возможно, это была одна из причин, почему она — признанный скульптор, не извлекла серьезных материальных выгод из своей популярности. Например, Шаляпин упорно добивался создания своего портрета, но Голубкина ему отказала, из-за чего между ними произошел конфликт.
Серебряный век — это время, когда художники открыли для себя древнерусское искусство. Для многих представителей интеллигенции это были знания, взятые из книг. Для Голубкиной это была среда, в которой она выросла. В ее скульптуре естественно сочетались русские народные традиции, импрессионизм и символизм.
Несмотря на жизнь в столице, общение с художественной элитой и профессиональные успехи, Анна Голубкина навсегда была связана со своими корнями. Она никогда не забывала свой дом в Зарайске, в своей работе всегда использовала зарайскую глину. Даже рязанский говор так и не исчез из ее речи.