Гжельская майолика. Художественные изделия из керамики. Узоры и орнаменты Гжели
Гжель занимает особое место в истории русской керамики. Именно Гжель стала центром народного керамического искусства. Гжельские гончары несли глубокие традиции гончарного искусства и повсеместно основывали керамические предприятия. Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Гжельская майолика — это начало истории развития народной художественной керамики в России. Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники.
Кумган-шутиха и квасник. Майолика. Гжель. XVIII в.
Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидное тулово с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине тулова-диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на «плече» дисковидных сосудов, то на самой поверхности их. Изображали мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мам с детьми. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами.
Кумган и квасник. Майолика. Гжель. XVIII в.
В эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали о себе знать лишь в середине XVIII в.
Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу гребенщиковской посуды принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с прекрасными синими рисунками. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды.
Блюдо и супница. Майолика. Завод Афанасия Гребенщикова, 1749-1773 гг.
Роспись посуды на заводе Гребенщикова ориентировалась на образцы фаянса из Голландии. Голландский (делфтский) фаянс был эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской. Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: имитация морских раковин, причудливые растения (рокайльные завитки), стилизованные корзины с цветами. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши (терины), блюда, лотки. В основе лежал принцип крупного декоративного рисунка на светлом фоне.
Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды — белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения.
Высокие образцы майолики завода Гребенщикова делались на заказ, использовались при императорском дворе и в домах аристократии. Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России — Гжели.
Кувшин, майолика, XVIII в. и кувшин с кружкой, полуфаянс, XIX в. Гжель.
В истории русской керамики Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но и в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла гончаров. Гончары в свою очередь несли традиции гончарного искусства в другие места. Гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики начинается история развития народной художественной керамики в России. Наиболее яркие эпизоды истории этого искусства приходятся на вторую половину XVIII в. В Гжели, расположенной в 50 верстах от Москвы, почти все население 30 деревень стало изготовлять майолику. В XIX веке началось изготовление полуфаянса, фарфора и фаянса. Всего за 50 лет Гжель освоила все основные виды художественных изделий из глины.
Квасники. Полуфаянс, XIX в. Гжель.
Гжельская майолика интересна своей росписью, выполненной в манере, близкой лубку. Каждая картинка — плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного. Но с чутьем художника, понимающего цветовую гармонию и создающего мастерские композиции. В гжельских рисунках отразились архитектурные мотивы, животный и растительный мир, иногда человеческие фигуры. Но более всего — птицы, столь любимые народным искусством.
Блюдо, XVIII в. и кувшин, XIX в. Майолика. Гжель.
Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика — сопровождать изображение надписями и именами мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам известны таких мастера Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун.
Кувшины. Полуфаянс, XIX в. Гжель.
Особую область гжельской майолики составляет скульптура. Она столь же своеобразна, как и посуда, необычайно жизненна и остроумна. Образы, выполненные с высокой степенью обобщения, взяты из реального быта своего времени. Гжельская мелкая пластика способствовала развитию декоративно-прикладного искусства и появлению множества фарфоровых фигурок и композиций не только на гжельских, но и других русских фарфоровых заводах.
Фарфоровые фигурки. Майолика. Гжель. XVIII в.
Гжельская майолика на заказ
У нас можно приобрести посуду, глиняные игрушки и сувениры Гжель.
Гжельская майолика. Художественные изделия из керамики.
У нас вы можете купить старинный фарфор, антикварный фарфор, чайные сервизы, столовые сервизы, сувениры Гжель. Гжель на заказ.
Воспользуйтесь формой обратной связи и оставьте свой заказ.