Художница Зинаида Серебрякова. Выставка картин в Третьяковской галерее
Художница Зинаида Серебрякова (1884-1967) — одна из первых в России профессиональных женщин-художников. В 2017 году исполняется 50 лет со дня ее смерти и отмечается столетие революционных событий 1917 года — времени, когда судьба Серебряковой, как и многих людей, трагически переменилась. Этим датам посвящена выставка произведений художницы в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, 05.04.2017 — 30.07.2017.
Зинаида Серебрякова. Французский город Коллиур, 1930 г., Франция.
Как и все представители известной художественной династии Бенуа — Лансере, Зинаида рисовала с самого детства. Молодая художница изящно обыгрывала различные повседневные мотивы: автопортреты, сцены домашней жизни, увиденное во время заграничных поездок, обстановку в учебных классах.
Каждое лето художница проводит в родовой усадьбе в селе Нескучное. Зинаиду Серебрякову увлекает и величественный размах бескрайних полей, и высокие небеса, и цветущие сады. В поездках начала 1910-х годов художница рисует торжественные горные пейзажи Крыма и Швейцарии.
В селе Нескучном Серебрякова пишет портреты родных, друзей и гостей усадьбы. Светлые и поэтичные, эти вещи отражают состояние художницы, ощущающей полноту семейного счастья. Тогда же появляется серия автопортретов, лучащихся женственностью и полных романтической взволнованности. Среди них — знаменитая работа «За туалетом. Автопортрет».
Зинаида Серебрякова. Автопортреты. За туалетом, 1909 и Девушка со свечкой, 1911.
Сначала в имении Нескучном, а затем в Петрограде Серебрякова постоянно рисует своих детей: Женю, Шуру, Тату, Катю. На ее полотнах дети не позируют, а живут своей жизнью, в которой так много разных дел и интересов.
Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова, 1909 и За завтраком, 1914.
Сразу же по приезде в село Нескучное Серебрякова начинает делать зарисовки крестьян, которые образуют серию «Типы крестьян Курской губернии». Иное, масштабное звучание приобретают картины 1910-х годов: «Баня», «Жатва», «Беление холста». Обыденная жизнь крестьян предстает здесь в виде ритуального действия, полного достоинства и величия.
В 1915-1916 годах Серебрякова вместе с другими художниками «Мира искусства» работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала в Москве. В основу замысла легла идея о роли России как моста между Западом и Востоком. Серебрякова исполнила несколько эскизов к панно, представляющему аллегории стран Востока. Из-за начавшихся революционных событий проект не был реализован.
Зинаида Серебрякова. Эскизы для ресторана Казанского вокзала. Одалиски. Турция и Сиам. 1916.
В 1919 году умирает от тифа муж Зинаиды Серебряковой, Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Имение Нескучное разграблено. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует своё самое трагическое произведение — «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.
Серебрякова отказывается перейти на популярный футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов. В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда, Н.Л. Бенуа. Ради заработка художница берется за заказные портреты. Но по-прежнему главными ее моделями остаются дети, друзья, родные. Меняется интонация автопортретов: отныне Серебрякова утверждает себя в образе художника и матери.
Зинаида Серебрякова. Карточный домик, 1919 и портрет Бориса Серебрякова, 1913.
В начале 1920-х годов творчество Серебряковой тесно связано с миром балета: дочь Татьяна поступает в хореографическое училище, а сама художница благодаря А. Бенуа получает пропуск за кулисы Мариинского театра. Ее влечет таинственный мир артистических уборных, где есть возможность делать натурные наброски, превращая их впоследствии в картины.
Художница Зинаида Серебрякова в 1924 году выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось. В дальнейшем двух детей — Александра и Екатерину — удалось к ней послать.
Французский период охватывает 43 года, проведенные Серебряковой в эмиграции. В Париже она получает заказы на портреты четы Шаляпиных, внучки Лорис-Меликова, Лифаря, графини Голицыной и других представителей цвета русской эмиграции. Во время поездок на юг Франции и в Италию художница создает пейзажи, очаровывающие легкостью звучания и свежестью колорита.
Зинаида Серебрякова. Порт Коллиур, 1930 и Анси, 1933. Франция.
Художница Зинаида Серебрякова много путешествует. Бельгийский барон Ж. — А. де Броуэр, впечатленный ее талантом, организовал ей две поездки в Африку, в Марокко (1928, 1932), оплачивая их на условии выбора понравившихся ему работ. Серебрякова делает наброски людей разных рас, любуясь их природной красотой и достоинством. Марокканские работы, экспонированные по приезде в Париж, были восторженно приняты современниками.
Зинаида Серебрякова. Фес, Марокко. 1932.
Художница Зинаида Серебрякова в 1936 году получила заказ на роспись бельгийской виллы, принадлежащей барону де Броуэру. Это единственный в ее биографии состоявшийся опыт работы в архитектуре. Шесть панно выполнены в духе фламандских мастеров XVII века. Долгое время судьба монументального ансамбля была неизвестна. К счастью, вилла, находившаяся в районе ожесточенных боев Второй мировой войны, осталась цела. В Москве эти работы экспонируются впервые.
♦♦♦
У нас можно купить картины современных художников.
Пожалуйста, оставляйте заявки. Мы ответим вам в самое ближайшее время.