Натюрморт, жанр изобразительного искусства

Натюрморт в изобразительном искусстве и мировой художественной культуре

Натюрморт как жанр изобразительного искусства начинается с изображения предметов быта, которые сопровождают персонажей художественных композиций. Слово натюрморт (nature morte) имеет французское происхождение и переводится как «мертвая природа» или «неживая природа». Истоки жанра натюрморта можно найти в искусстве Древнего Египта. Интерьеры древнеегипетских гробниц часто украшались изображениями натюрмортов. Тщательно прорисовывались различные блюда и посуда, ясно показывался каждый вид пищи. Считалось, что в загробной жизни изображенные предметы становятся реальными и умершие смогут ими пользоваться.

жанр искусства натюрморт, композиция в натюрморте, древнеегипетское искусство, египетский рельеф   жанр искусства натюрморт, композиция в натюрморте, древнеегипетское искусство, египетский рельеф
Стела привратника Маати и Стела Ментувосера, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Древнегреческое искусство также демонстрирует высокое качество произведений в жанре натюрморта. Древнегреческая легенда рассказывает о конкурсе между художниками Зевксисом и Парразием. Зевксис представил свою картину, на которой была изображена ветка винограда. Виноград был настолько реалистичен, что на него слетелись птицы, чтобы клевать ягоды. Парразий в свою очередь представил картину, которая была скрыта занавесом. Зевксис хотел открыть картину, но занавес оказался нарисованный. Зевксис сам признал победу в этом конкурсе за своим конкурентом Парразием.

история натюрморта, жанр искусства натюрморт, древнегреческая керамика, краснофигурная вазопись   история натюрморта, жанр искусства натюрморт, древнегреческая керамика, краснофигурная вазопись
Древнегреческое блюдо с изображением рыб, Лувр и блюдо рыбное, Эрмитаж.

Реалистичные изображения предметов встречаются также в римской настенной росписи и напольных мозаиках. Натюрморты, найденные в домах богатых римлян, демонстрируют ассортимент продуктов, которыми пользовались высшие классы. Эти натюрморты являлись символами гостеприимства.

история натюрморта, жанр искусства натюрморт, римские фрески, итальянские фрески   история натюрморта, жанр искусства натюрморт, римские фрески, итальянские фрески
Натюрморт. Стеклянная чаша с фруктами. Фреска, около 70 г. н.э. Помпеи.
Натюрморт. Корзина с инжиром. Фреска. Вилла Поппеи в Оплонтисе.

Натюрморт, жанр изобразительного искусства, история натюрморта, жанр искусства натюрморт   история натюрморта, жанр искусства натюрморт, римские мозаики, натюрморт мозаика
Римская мозаика. Натюрморт с рыбой, птицей, финиками и овощами
и натюрморт-обманка, знаменитый «грязный пол» (фрагмент). II век. Ватикан.

Натюрморт как жанр продолжает формироваться в религиозной и исторической живописи эпохи Ренессанса. На тот момент времени натюрморт, как и пейзаж, еще не представлял самостоятельного значения. Живопись декорировали цветочными гирляндами и предметами, которые имели символическое значение. Предметы быта, например, мебель зачастую украшали композициями из растений. Эти художественные приемы тоже способствовали появлению жанра натюрморта.

В XVII веке наступает время расцвета жанра натюрморта. Фламандская и голландская школа представляет прекрасные образцы этого жанра. Многие натюрморты этого времени являются аллегорическими, то есть художник доносит до зрителя идеи через предметы. Было распространено, что идеи связывали с отношением ко времени и жизни, их скоротечность и бренности. На таких натюрмортах изображали черепа и песочные часы. Натюрморт такого типа получил название ванитас (лат. vanitas — суета, тщеславие). Но предметы не всегда имели буквальное значение. Совокупность предметов-символов создавала более сложное и глубокое содержание картины.

Голландский натюрморт XVII века оказался уникальным художественным явлением для последующих эпох. Он стал своеобразным камертоном, на который настраивалась вся европейская живопись. Именно голландцы разглядели красоту тихой жизни вещей, которые живут параллельной, незримой жизнью. И они ввели термин «still-leben», означающий натюрморт, который переводится как «застывшая жизнь».

Всплеску голландского натюрморта способствовал расцвет наук, в первую очередь, естественных наук. Кстати, голландские географические карты считались самыми лучшими. Голландия вела активную торговлю в другими странами. Купцы привозили интересные предметы быта и экзотические растения. Это вызывало всеобщий интерес, в том числе и у художников. Композиция голландского натюрморта — это витрине, на которой представлены фрукты, вина, мебель, морские раковина и другие диковины. Досконально изображалась фактура вещей, их великолепие, блеск и мерцание. Настолько точно создавались предметы, что их буквально можно потрогать. Голландские натюрморты пользовались большим успехом. Обеспеченные люди охотно их покупали для украшения своих домов.

В XVII веке голландское искусство разделилось на две школы: голландскую и фламандскую. В ходе революции часть Голландии, которая называется Нидерландами, пошла по капиталистическому пути развития. Фландрия осталось под влиянием Испании и в ней господствовали средневековые порядки. Эта история оставила след в искусстве, в частности, в жанре натюрморта. Рубенс был ведущим художником фламандской школы, среди его учеников был Франс Снайдерс — мастер фламандского натюрморта. Для этого художника характера идея изобилия, которая выражалась в масштабных картинах и яркой живописи и его натюрморты переходят в жанровые композиции.

Цветочный натюрморт — это одна из разновидностей голландского натюрморта. Цветы и их сочетания — главное содержание таких картин. Художники были предельно изобретательны и писали цветы в букетах, в корзинах, вазах, гирляндах и т.д. Интерес к цветам и цветочные традиции в Голландия идут из средневековья и до сих пор эта страна славится своими цветами. Например, голландские тюльпаны знамениты на весь мир. В Голландии существовали все условия для цветоводства и садов. Поэтому цветочный натюрморт стал весьма популярен.
Параллельно развивается ученый натюрморт. Этот вид натюрморта зарождается в старинном городе Лейдане, где находится старейший европейский университет. Ученый натюрморт продолжает линию аллегорического натюрморта. Такой натюрморт ориентирован на узкий круг знатоков. Он мог содержать сложные, запутанные символы. Могут быть зашифрованы цитаты из Библии или высказывания античных авторов. Ученые натюрморты это были своеобразные ребусы.