Художник Василий Верещагин

Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее

Художник Василий Верещагин (1842—1904). Масштаб его творческой личности восхищал современников и продолжает удивлять сегодня. Он был не только талантливым и самобытным живописцем. Но и литератором, путешественником, этнографом, участвовал в военных действиях. Верещагин жил и работал в состоянии постоянного душевного напряжения. Он стремился оказаться на передовой линии событий, чтобы запечатлеть невыдуманные сюжеты, лишенные внешней парадности.

Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее, произведения верещагина   Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее, произведения верещагина
Художник Василий Васильевич Верещагин.
Персональная выставка в Новой Третьяковке на Крымском Валу, 7 марта 2018 – 15 июля 2018.


Туркестанская серия. 1867-1874
Богатую палитру красок художник Василий Верещагин открыл для себя, оказавшись в солнечном Туркестане в качестве военного художника. Он часто повторял, что больше всего любит писать солнце, но «фурия войны», всю жизнь его преследовавшая, побуждала обращаться к мрачным сюжетам.

Художник Василий Верещагин, картина верещагина апофеоз войны, произведения верещагина   Художник Василий Верещагин, картины верещагина фото, произведения верещагина
Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее. Туркестанская серия.
Знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871, Государственная Третьяковская галерея) играет центральную роль в экспозиции, определяя вектор развития двух основных тем в творчестве Верещагина: войны и мира. Задуманное автором как «Торжество Та­мерлана», живописное полотно в процессе рабо­ты обрело вневременной философский подтекст.

Художник Василий Верещагин, картины верещагина фото, произведения верещагина   Художник Василий Верещагин, знаменитые картины верещагина, произведения верещагина
Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее. Туркестанская серия.

Индийская серия. 1874-1880-е
Несмотря на экстремальные условия путешествия по Индии, Верещагин был покорен ее древней историей и самобытной культурой. Он работал с большим вдохновением и привез из поездки около ста пятидесяти этюдов. На фоне ярко-синего неба написаны гималайские горы с ледниками, старые мечети, буддийские храмы, пещерные святилища, павильоны на набережных и каменные гробницы.

Художник Василий Верещагин, верещагин художник картины, произведения верещагина   Художник Василий ВерещагинХудожник Василий Верещагин. Индийская серия.

Балканская серия. 1877-1881. Картины Русско-турецкой войны
Балканский цикл является самым глубоким по содержанию и художественному воплощению в творчестве Верещагина, это вершина его мастерства, свидетельство зрелости таланта, сравнимое в литературе с эпопеей «Война и мир» Л.Н. Толстого. Для своих произведений художник заказывал уникальные рамы, многие из которых имели сопроводительные надписи. Специально к выставке были восстановлены две большеформатные рамы, выполненные по эскизам Верещаги­на для картин «Перед атакой. Под Плевной» и «После атаки. Перевязочный пункт под Плев­ной» (обе — 1881, Государственная Третьяковская галерея).

Художник Василий Верещагин, знаменитые русские художники, русские исторические картины   Художник Василий Верещагин, знаменитые картины русских художников, русский художник баталист
Художник Василий Верещагин. Балканская серия.

Трилогия казней. 1884-1887
Особым экспонатом является большемерное полотно «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885). Картина 40 лет находилась в фондах Государственного музея политической истории России и была отреставрирована к выставке в мастерской Третьяковской галереи. Другое полотно из этой серии «Распятие на кресте у римлян» (1887, частное собрание) впервые экспонируется после аукционной продажи в Нью-Йорке в 1891 году. Местонахождение третьей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884) остается неизвестным уже многие годы. Три монументальные картины, имеющие разные исторические отсылки, объединены художником в трилогию благодаря сквозной теме смертной казни. Для воевавшего Верещагина факт расправы над человеческой жизнью казался вопиющей несправедливостью. Английские пушки, римский крест и виселица российского самодержавия воспринимались как выразительные символы позорной смертной казни, сохранявшейся в цивилизованных государствах всего мира.

Палестинская серия. 1883-1885
Поездка по святым местам Палестины и Сирии вызвала у Верещагина научно-познавательный интерес, побудила погрузиться в изучение Ветхого и Нового Завета. Художник Василий Верещагин пытался показать человеческую природу Христа, отодвигая на второй план его божественную сущность. Он создал ряд картин, прибегая к неканонической трактовке евангельских сюжетов. Большая часть работ из этой серии, запрещенная к показу в России, была вывезена художником в Америку и распродана на аукционе 1891 года.

Русская серия. 1888-1894
Увлеченный миром национальной русской стари­ны, художник Василий Верещагин совершил путешествие по Се­верной Двине, на Белое море и на Соловки. Так появилась серия этюдов, изображающих архи­тектурные памятники Русского Севера, «чистые» пейзажи и портреты «незамечательных русских людей». Камерные по размеру работы пронизаны непривычным для Верещагина чувством покоя и созерцательности.

Художник Василий Верещагин, знаменитые русские художники, русские исторические картины   Художник Василий Верещагин, знаменитые русские художники, русский север художники
Художник Василий Верещагин. Русская серия. Русский Север.

Серия «1812 год». 1887-1900
Художник впервые обратился к войнам прошлого, а не к современным военным событиям. К концу XIX столетия тема наполеоновских войн уже была всесторонне освещена в искусстве. Со своей стороны, Верещагин избрал метод исторической реконструкции и решил правдиво воссоздать сцены войны, пытаясь показать обществу картины подлинной победы и бесславного поражения и порой опровергая общепринятое мнение.

Японская серия. 1903-1904
Накануне Русско-японской войны шестидесяти­однолетний художник уехал в действующую армию на Дальний Восток, считая своим нравст­венным долгом быть в центре назревавших собы­тий. Однако незадолго до этого Верещагин успел посетить Японию, где создал серию живописных этюдов на темы мирной жизни японцев. Художник написал небольшие картины в новой для себя манере, возникшей на грани импрессио­низма и традиционных приемов реализма.

Художник Василий Верещагин, знаменитые русские художники, художник япония, живопись японии   Художник Василий Верещагин, знаменитые русские художники, художник япония, храмы японии
Художник Василий Верещагин. Японская серия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *