Церковное искусство. Иконы Болгарии. Выставка икон. Православное искусство
Церковное искусство. Иконы Болгарии представлены на выставка «Шедевры церковного искусства Болгарии» в Третьяковской галерее, в Лаврушинском переулке. 47 произведений из Национального исторического музея (София), музея «Старинный Несебр», Национальной библиотеки святых Кирилла и Мефодия (София). Широкие хронологические рамки выставки позволяют проследить основные этапы истории болгарской культуры и искусства от эпохи влияния Византии до периода Национального возрождения, когда происходило формирование местных школ иконописания.
Выставка «Шедевры церковного искусства Болгарии», Третьяковская галерея, 29.06.2018—02.09.2018
Двусторонняя икона «Христос Пантократор», XIV в. Четвероевангелие (Добрейшево Евангелие), XIII в.
Тесные контакты с византийским искусством демонстрирует поясное изображение Спасителя на лицевой стороне двустороннего образа «Христос Пантократор. Христос во гробе»
из церкви Святого Стефана в Несебре. Христос, облаченный в пурпурный хитон с золотым клавом и в сине-зеленый гиматий, держит открытое Евангелие с разлинованными страницами. Две строки, оставшиеся свободными от евангельского текста, художник заполнил знаками, имитирующими письмо. Живопись оборота датируется XVII-XVIII веками.
Церковное искусство. Иконы Болгарии.
Резная икона, двунадесятые праздники, XIV век. Двусторонняя икона «Христос во гробе», XVII—XVIII века.
Несомненный интерес представляют памятники, происходящие из Охрида, важнейшего духовного и культурного центра. Охрид — город на восточном берегу Охридского озера в Республике Македония. Резная икона с изображением двунадесятых праздников, изготовленная из минерала лизардита в XIV веке. Литургические ткани, среди которых воздух с образом Богоматери Великой Панагии. Воздух был выполнен в мастерских Константинополя во второй четверти XIII века по заказу правителя Эпира и Фессалии, Фессалоникского императора Феодора Комнина Дуки и его супруги Марии Комнины Дукены и вложен в храм Святой Софии в Охриде.
Выставка «Шедевры церковного искусства Болгарии», Третьяковская галерея.
Представленные на выставке рукописи свидетельствуют о богатстве болгарской книжной культуры, оказавшей в XIV веке значительное влияние на древнерусскую письменность. Добрейшево Четвероевангелие было создано в первой половине XIII века. В работе над кодексом участвовало несколько писцов, по имени главного из которых — попа Добрейшо — оно получило свое название. Художественное оформление рукописи включает две полностраничные миниатюры с образами евангелистов и заставки. На одной из них представлен евангелист Иоанн, благословляющий коленопреклоненного попа Добрейшо.
Церковное искусство. Рукописи Добрейшево Четвероевангелие, XIII век.
Произведения XV-XVII веков дают представление об особенностях православного искусства в эпоху османского владычества. В это время под влиянием Афона небывалого расцвета достигло искусство резьбы по дереву, о чем свидетельствуют Царские врата первой половины XVI века из церкви Богоматери Перивлепты в Охриде и кресты, такие как выполненный в XVII веке резной напрестольный крест с изображением двунадесятых праздников в богато декорированной оправе. Оправа украшена выполненным в технике перегородчатой эмали орнаментом и драгоценными камнями.
Церковное искусство. Иконы Болгарии.
Царские врата, XVI век. Напрестольный крест, XVII век. Резьба по дереву.
Уникальный пример балканского ювелирного искусства XVII века — дарохранительница, изготовленная в 1626 году для собора Вознесения монастыря Дечаны при Печском архиепископе и сербском патриархе Паисии I. Дарохранительница представляет собой своеобразный ларец в виде храма, в архитектурных формах которого византийские элементы сочетаются с позднеготическими и ренессансными декоративными мотивами.
Церковное искусство. Иконы Болгарии.
Дарохранительница, 1626. Икона «Архангел Михаил», XIX век. Национальный исторический музей, София.
Яркий, самобытный характер искусства XVIII-XIX веков, получившего название Национального возрождения, демонстрируют иконы и рукописи. В это время происходит становление национальных художественных школ, среди которых особую известность приобрели Тревненская и Самоковская. Несомненный интерес представляет икона из Рильского монастыря «Архангел Михаил изымает душу богатого», на которой изображен архангел Михаил с распростертыми крыльями, облаченный в воинские доспехи. Правой рукой он держит меч, направленный острием к умирающему богачу, а левой — весы, на которых взвешивает его грехи и праведные поступки.
История образования болгарского государства
В VII веке на Балканском полуострове расселяются протоболгары (булгары) — кочевое племя тюркского происхождения — вместе со славянами и фракийцами ставшие предками болгар. В 681 году Византия заключила договор с булгарским ханом Аспарухом, тем самым признав образование независимого Болгарского государства. На месте славянского поселения Плиска была основана первая столица. Наивысшего могущества языческая Болгария достигла при хане Круме в начале IX века.
Принятие христианства. Первое болгарское царство в IX — начале XI века
В 852 году на престол вступил хан Борис (652-889, ум. 907), крестившийся в 865 году с именем Михаил и принявший титул князя. При нем христианизация болгарских земель приобрела официальный характер. Правление Симеона (893-927), третьего сына Бориса, считается «золотым веком» болгарской культуры и письменности. Симеон покровительствовал ученикам святых Кирилла и Мефодня, переводившим христианскую литературу на славянский язык. Столицей стал Преслав, где была развернута широкая строительная деятельность, основано несколько монастырей. За наследовавшим Симеону князем Петром (около 927-969) Византия официально признала титул царя болгар, а за Болгарской церковью — статус патриархата.
Болгарские земли под властью Византии. 1018-1186
В результате войн византийских императоров X века Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия, Василия II, прозванного Болгаробойцей, болгарские земли к 1018 году стали византийскими провинциями. Вместо Болгарского патриархата была учреждена Охридская архиепископия. В качестве официального языка византийская администрация использовала греческий. На территории Болгарии сохранились росписи этого времени, например в костнице Бачковского монастыря и в ротонде Святого Георгия в Сердике (современная София), свидетельствующие о широком распространении византийской культуры в этих землях.
Второе болгарское царство. 1186-1396
Болгарская государственность была восстановлена в результате крупного восстания, поднятого в 1185-1186 годах представителями знатной болгарской семьи Асеней — братьями Феодором и Асенем. Новой столицей стал родовой город Асеней — Тырново. После гибели Феодора, венчанного на царство с именем Петра, и Асеня престол перешел к их младшему брату Иоанну (более известен как Калоян), обратившемуся за поддержкой к Западной Европе, добившемуся восстановления папой Иннокентием III патриаршества и ввергнувшему Болгарию в череду войн XIII века за господство на Балканах. В XIII-XIV веках Болгарию ослабляли и внутренние проблемы, прежде всего династические распри, конец которым удалось положить одному из последних царей Второго Болгарского царства Ивану Александру (1331-1371). Несмотря на все более частые турецкие набеги, духовная жизнь, искусство и книжность при Иване Александре достигли небывалого расцвета.
Под властью Османской империи. 1396-1878
В 1393 году армия султана Баязидя I вторглась в Болгарию и после продолжительной осады овладела Тырновом. Большая часть болгарских земель вошла в состав Румелийского бейлербейства (провинции), столицей которого в XVI веке стала София. Многочисленные антиосманские выступления заканчивались поражениями.
Несмотря на тяжелое положение христиан при турецком правлении, на средства болгарской знати строились и украшались росписями церкви и монастыри. Среди знаменитых памятников — фрески церкви Богоматери Витошки (1476) и храма Великомученика Георгия в Кремиковском монастыре (1493). Особого расцвета храмовое строительство достигло в XVII веке.
С середины XVIII века начинается новый этап национально-освободительного движения, своеобразным импульсом которого послужила книга Паисия Хиландарского «История славяно-болгарская» (1762). Дата написания этой книги обозначила начало Национального возрождения, проявившегося в области искусства расцветом живописи, резьбы по дереву, каменной пластики. Среди художественных школ следует отметить возникшую в конце XVII века Тревненскую, мастера которой возводили храмы, создавали росписи и иконы. В последней четверти XVIII века учившийся на Афоне живописец Христо Димитров создал Самоковскую школу.
Становление независимой Болгарии. 1878-1908
Начало восстановления Болгарской государственности связано с поражением Турции в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, после чего было образовано Болгарское княжество в вассальной зависимости от Османской империи. В 1887 году на престол вступил князь Фердинанд I Саксен-Кобург-Готскнй, в момент ослабления Османской империи провозгласивший независимость княжества Болгарии и преобразование его в царство, на которое был венчан в 1908 году.