Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее
Художник Василий Верещагин (1842—1904). Масштаб его творческой личности восхищал современников и продолжает удивлять сегодня. Он был не только талантливым и самобытным живописцем. Но и литератором, путешественником, этнографом, участвовал в военных действиях. Верещагин жил и работал в состоянии постоянного душевного напряжения. Он стремился оказаться на передовой линии событий, чтобы запечатлеть невыдуманные сюжеты, лишенные внешней парадности.
Художник Василий Васильевич Верещагин.
Персональная выставка в Новой Третьяковке на Крымском Валу, 7 марта 2018 – 15 июля 2018.
Туркестанская серия. 1867-1874
Богатую палитру красок художник Василий Верещагин открыл для себя, оказавшись в солнечном Туркестане в качестве военного художника. Он часто повторял, что больше всего любит писать солнце, но «фурия войны», всю жизнь его преследовавшая, побуждала обращаться к мрачным сюжетам.
Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее. Туркестанская серия.
Знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871, Государственная Третьяковская галерея) играет центральную роль в экспозиции, определяя вектор развития двух основных тем в творчестве Верещагина: войны и мира. Задуманное автором как «Торжество Тамерлана», живописное полотно в процессе работы обрело вневременной философский подтекст.
Художник Василий Верещагин. Выставка картин в Третьяковской галерее. Туркестанская серия.
Индийская серия. 1874-1880-е
Несмотря на экстремальные условия путешествия по Индии, Верещагин был покорен ее древней историей и самобытной культурой. Он работал с большим вдохновением и привез из поездки около ста пятидесяти этюдов. На фоне ярко-синего неба написаны гималайские горы с ледниками, старые мечети, буддийские храмы, пещерные святилища, павильоны на набережных и каменные гробницы.
Художник Василий Верещагин. Индийская серия.
Балканская серия. 1877-1881. Картины Русско-турецкой войны
Балканский цикл является самым глубоким по содержанию и художественному воплощению в творчестве Верещагина, это вершина его мастерства, свидетельство зрелости таланта, сравнимое в литературе с эпопеей «Война и мир» Л.Н. Толстого. Для своих произведений художник заказывал уникальные рамы, многие из которых имели сопроводительные надписи. Специально к выставке были восстановлены две большеформатные рамы, выполненные по эскизам Верещагина для картин «Перед атакой. Под Плевной» и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (обе — 1881, Государственная Третьяковская галерея).
Художник Василий Верещагин. Балканская серия.
Трилогия казней. 1884-1887
Особым экспонатом является большемерное полотно «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885). Картина 40 лет находилась в фондах Государственного музея политической истории России и была отреставрирована к выставке в мастерской Третьяковской галереи. Другое полотно из этой серии «Распятие на кресте у римлян» (1887, частное собрание) впервые экспонируется после аукционной продажи в Нью-Йорке в 1891 году. Местонахождение третьей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884) остается неизвестным уже многие годы. Три монументальные картины, имеющие разные исторические отсылки, объединены художником в трилогию благодаря сквозной теме смертной казни. Для воевавшего Верещагина факт расправы над человеческой жизнью казался вопиющей несправедливостью. Английские пушки, римский крест и виселица российского самодержавия воспринимались как выразительные символы позорной смертной казни, сохранявшейся в цивилизованных государствах всего мира.
Палестинская серия. 1883-1885
Поездка по святым местам Палестины и Сирии вызвала у Верещагина научно-познавательный интерес, побудила погрузиться в изучение Ветхого и Нового Завета. Художник Василий Верещагин пытался показать человеческую природу Христа, отодвигая на второй план его божественную сущность. Он создал ряд картин, прибегая к неканонической трактовке евангельских сюжетов. Большая часть работ из этой серии, запрещенная к показу в России, была вывезена художником в Америку и распродана на аукционе 1891 года.
Русская серия. 1888-1894
Увлеченный миром национальной русской старины, художник Василий Верещагин совершил путешествие по Северной Двине, на Белое море и на Соловки. Так появилась серия этюдов, изображающих архитектурные памятники Русского Севера, «чистые» пейзажи и портреты «незамечательных русских людей». Камерные по размеру работы пронизаны непривычным для Верещагина чувством покоя и созерцательности.
Художник Василий Верещагин. Русская серия. Русский Север.
Серия «1812 год». 1887-1900
Художник впервые обратился к войнам прошлого, а не к современным военным событиям. К концу XIX столетия тема наполеоновских войн уже была всесторонне освещена в искусстве. Со своей стороны, Верещагин избрал метод исторической реконструкции и решил правдиво воссоздать сцены войны, пытаясь показать обществу картины подлинной победы и бесславного поражения и порой опровергая общепринятое мнение.
Японская серия. 1903-1904
Накануне Русско-японской войны шестидесятиоднолетний художник уехал в действующую армию на Дальний Восток, считая своим нравственным долгом быть в центре назревавших событий. Однако незадолго до этого Верещагин успел посетить Японию, где создал серию живописных этюдов на темы мирной жизни японцев. Художник написал небольшие картины в новой для себя манере, возникшей на грани импрессионизма и традиционных приемов реализма.
Художник Василий Верещагин. Японская серия.