Абрамцевские гончарные мастерские. Керамика ручной работы. Хенд мейд сувениры
Абрамцевские гончарные мастерские возникли благодаря художникам мамонтовского сообщества, которые стремились к освоению русского искусства, изучению наследия народного творчества и возрождению художественных ремёсел.
Фрагменты керамической скамьи в усадьбе «Абрамцево». Скамья установлена в 1915 году, она является редким сохранившимся образцом малых архитектурных форм, выполнявшихся Абрамцевской керамической мастерской. Скамья декорирована изразцами, созданными по эскизам Михаила Врубеля и других художников.
Интерес к керамике в Абрамцево активно развивала художница Елена Дмитриевна Поленова, получившая подготовку в этой области в Школе поощрения художеств в Москве и мастерских Парижа. Она организовала так называемые «керамические четверги». Художники собирались в доме её брата, живописца Василия Дмитриевича Поленова, и расписывали подглазурными красками готовые фаянсовые и фарфоровые блюда и тарелки.
Александр Головин. Ваза «Курица» (Братина) и блюдо «Павлин». Майолика.
Абрамцевские гончарные мастерские. Студия-мастерская в усадьбе «Абрамцево».
Для разработки технологии в Абрамцево был приглашён молодой керамист Пётр Ваулин, оказавшийся талантливым мастером своего дела, впоследствии организовавший собственную мастерскую в Санкт-Петербурге. Первыми работами мастерской стали печи для усадебного дома и флигелей в Абрамцево, а затем и московского дома Саввы Ивановича Мамонтова. Об этом писал Михаил Врубель сестре в 1892 году: «Я опять в Абрамцеве,… опять руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций … и постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом в Романо-византийском вкусе. Скульптура вся собственноручная. Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно». Михаил Врубель настолько увлёкся керамикой, что иногда его иронично называли «художником по печной части».
Фрагменты керамического декора камина. Студия-мастерская в усадьбе «Абрамцево».
В работе над печами проявилось одно их важных свойств Михаила Врубеля — художник не видел принципиальных различий между декоративно-прикладным и «высоким искусством». Во врубелевской керамике выразилась любовь к орнаменту, способность мыслить объёмами и архитектурными формами.
Абрамцевские гончарные мастерские. Студия-мастерская в усадьбе «Абрамцево».
Изразцы со стилизованным цветком чертополоха. Майолика полихромная. М. Врубель, К. Коровин.
Изразец с лилиями по эскизу М. Врубеля. Майолика. 1890-е.
В результате совместной работы Михаила Врубеля и Петра Ваулина в 1899-1900 годах был изобретён так называемый восстановительный обжиг, придававший изделиям переливающийся блеск. Подобный технологический метод ранее использовался в практике керамистов различных стран. Однако многие мастера, ценившие, прежде всего, чистоту цвета и прозрачность глазури, металлизацию считали браком. Врубель увидеть в этом «браке» новую эстетическую сущность керамики. Эта техника позволила реализовать поиски художника в области синтеза скульптурной формы и цвета.
Михаил Врубель. Декоративная скульптура, «Купава» и «Мизгирь». 1899-1900.
Майолика, восстановительный обжиг. Студия-мастерская в усадьбе «Абрамцево».
Восстановительная майолика в Абрамцевской мастерской создавалась по сложной технологической схеме. Изделия из глины после первого, так называемого «утильного»
обжига покрывались белой эмалью, которая играла роль рефлектора для последующих слоев прозрачных глазурей. На слой обожжённой эмали наносились восстановительные глазури, содержащие окислы металлов. При окончательном восстановительном обжиге, после доведения до температуры, необходимой для расплавливания глазурей, в печь устанавливалась небольшая поленница берёзовых дров и тигель с нашатырём, покрытый пластинкой «ярь-медянки». Затем печь плотно закрывалась, и дальнейший обжиг производился без доступа кислорода. Вначале выгорал оставшийся в горне кислород, затем углеродистые продукты сухой возгонки древесины вместе с парами меди создавали необходимую восстановительную среду. Окислы металлов, находящиеся в глазури, теряя кислород, восстанавливались в металле, и, кроме того, на изделие осаждался тонкий слой парообразной меди. Всё это создавало богатую, сверкающую игру цвета и люстров.
Михаил Врубель. Декоративная скульптура, «Волхова» и «Садко», 1899-1900;
Ваза «Поэт», 1890-е. Майолика, восстановительный обжиг. Усадьба «Абрамцево».
В результате в керамических произведениях Михаила Врубеля майолика выступала не как раскрашенное изделие из глины, а как произведение из необычного материала. Используя неровности формы, в которые затекали глазури, применяя яркие, почти несмешанные краски, подвергая изделие восстановительному обжигу, при котором металлический блеск обогащал цветовые оттенки, Врубель создавал выразительный, эмоционально насыщенный образ. Он открыл необычные возможности керамики и повлиял на художественный стиль Абрамцевской керамической мастерской.
Михаил Врубель. Декоративная скульптура. «Египтянка», майолика полихромная, начало 1890-х;
«Девушка в венке», 1897-1900. Майолика, восстановительный обжиг. Усадьба «Абрамцево».
После 1896 года Абрамцевская керамическая мастерская была переведена Саввой Мамонтовым в его московское владение за Бутырской заставой с названием «Керамико-художественная гончарная мастерская «Абрамцево»». В это время в европейском жилом строительстве стала приобретать популярность разнообразная глазурованная керамика. Облицовка фасадов домов небольшими маломерными плитками стала обычной для Москвы этого времени. Традиция использования изразцов в русской архитектуре восходит ещё к XVII веку. Савва Мамонтов, уже имевший определённый опыт украшения зданий в Абрамцеве, решил начать производство архитектурной майолики. Первой его работой стало монументальное панно «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля, украсившее фасад гостиницы «Метрополь».
Михаил Врубель. Панно «Принцесса Грёза». Фрагмент. 1896. Третьяковская галерея.
Гончарная мастерская в Абрамцеве, а затем завод в Бутырках, прежде всего, представляли собой своеобразные экспериментальные творческие лаборатории. В работе керамической мастерской участвовали художники: Константин Коровин, Валентин Серов, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Аполлинарий Васнецов, Александр Головин, Александр Матвеев, Павел Кузнецов и многие другие. Для такого тесного коллективного творчества естественны общность тем, использование общих формальных и декоративных мотивов. Поэтому проблема авторства остаётся одной из наиболее сложных в изучении этой темы. Безусловно, наивысшие достижения мастерской связаны с творчеством Михаила Врубеля. Его деятельность существенно повлияла на художественные достоинства и эстетические качества всей продукции мастерской.
Михаил Врубель. Маска львицы. 1891. Майолика;
Изразец «Павлин». Майолика, восстановительный обжиг. Студия-мастерская в усадьбе «Абрамцево».
Музей-заповедник «Абрамцево», студия-мастерская.
Керамика ручной работы в интернет-магазине
Уважаемые посетители сайта uniqart.ru, в нашем интернет-магазине вы можете приобрести керамику ручной работы, керамические сувениры, игрушки хенд мейд.
Оставьте свой заказ и мы ответим вам в самое ближайшее время!
Абрамцевская керамика ручной работы. Хенд мейд сувениры. Ворона с вишенкой. Керамический ежик
Керамика ручной работы. Хенд мейд сувениры. Котенок. Подсвечник Кошка.