Картина «Королева» Поля Гогена, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Свою героиню художник нашел во время второго приезда на Таити, в мире древних идолов и незнакомых богов, в атмосфере, овеянной духами предков, среди простых людей и их незамысловатых занятий: рыбная ловля, сбор плодов, молитва, беседа, отдых составляют приметы их бытия. В жителях Океании художник обнаруживает систему пропорций греческих ваятелей. Их смугло-золотистые тела привлекают его своей естественной пластичностью и свободой движений. Местная красавица (исследователи творчества художника видят в ней его юную подругу Пахуру) — это сама природа, воплощение человеческого естества. В картине царит чувство радости и грядущее счастье любви.
Картина «Королева» Поля Гогена в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В начале XX столетия эту картину именовали «Женщина под деревом манго», но сам Гоген назвал ее «Королева», — возможно, так он титуловал свою «таитянскую Венеру» за её магическую женственность. Двумя годами позже художник написал картину, которую считал своим завещанием и обращением к человечеству. В этой работе он собрал антологию своих излюбленных живописных мотивов и назвал ее «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1897/98, Бостон, Музей изобразительных искусств). Человечество продолжает искать ответы на эти вопросы. Кто-то возлагает надежды не на остров в Океании, а на другую планету, живущую по законам родственного союза свободного мыслящего существа и прекрасной, одухотворенной природы.
Несмотря на то, что Поль Гоген искал новые идеи и новую жизнь вдали от европейской цивилизации, он так был восхищен картиной «Олимпия» Эдуарда Мане, что сделал копию картины, а ее фотографию взял с собой в Океанию.
Картина «Королева» (Жена короля) Поля Гогена создана в 1896 году, находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ). Полотно участвовала в экспозиции «Олимпия», 19.04.2016—17.07.2016 г.