От Елизаветы до Виктории

Выставка в Третьяковской галерее «От Елизаветы до Виктории»
Английский портрет из Национальной портретной галереи Лондона

Национальная портретная галерея и Третьяковская галерея в 2016 году отмечают 160-летие. Оба музея подготовили к Году языка и литературы Великобритании и России 2016 обмен выставками и культурно-образовательными программами. Выставки «От Елизаветы до Виктории» в Москве и «Россия и искусства: эпоха Толстого и Чайковского» в Лондоне представляют свои произведения из постоянных экспозиций, которые крайне редко покидают стены музеев.

От Елизаветы до Виктории, роберт девере, лондонская национальная галерея   От Елизаветы до Виктории, королева елизавета первая, елизавета первая королева англии
Маркус Гирертс Младший. Портрет Роберта Деверё, около 1597.
Портрет королевы Елизаветы I (Портрет из Дичли), около 1592 году.


Елизавета I (1533-1603) — королева Англии и Ирландии. Время ее правления иногда называют «золотым веком Англии» в связи с расцветом культуры  и возросшим значением Англии на мировой арене.  Елизавета I — дочь короля Генриха VIII и Анны Болейн, взошла на престол в 1558, после кон­чины своей сводной сестры, королевы Марии I. Полот­но, известное как «Портрет из Дичли», вероятно, написано в рамках программы увеселении по случаю приезда королевы Елизаветы в поместье Дичли (графство Оксфордшир) в 1592.
На портрете кисти Маркуса Герартса Младшего Елизавета стоит на географической карте, причем ров­но на том месте, где расположен Оксфордшир. В поме­щенном с правой стороны сонете королева именуется «повелительницей света». Возможно, это поэтическое произведение декламировалось вслух во время устроен­ных сэром Генри празднеств.

Елизаветинская Англия и Русское Царство имели дипломатические связи через английскую торговую компанию Muscovy Company, которая была основана в 1551 году и обладала монополией на торговлю с Россией. Кроме того, Елизавета I вела личную переписку с Иваном Грозным. Она была единственной женщиной, с кем переписывался царь. Иван Грозный надеялся на предоставление политического убежища на случай смуты и предлагал Елизавете вступить с ним в брак. Но Елизавета ответила ему отказом.

Роберт Деверё, 2-й граф Эссекс — военачальник и фаворит Елизаветы I. Королева ценила его остроумие и красноречие. Но в 1599 году Эссекс не смог подавить восстание ирландцев против английского правления. Эссексу было предъявлено обвинение в невыполнении приказа, оскорблении короны и нанесении ущерба власти. Графу грозило тюремное заключение, но окончательное решение осталось за королевой. В итоге Эссекса освободили от заключения, но ему было запрещено появляться при дворе и он был лишен своего главного дохода, связанного с налогом на сладкие вина. Граф Эссекс пришёл в отчаяние, стал писать королеве покаянные письма. Елизавета не изменила своего решения. Дом Эссекса стал местом сбора недовольных правлением Елизаветы. В Лондоне стали распространяться слухи о заговоре. Именем королевы Эссекса призвали воздержаться от необдуманных поступков. Граф не подчинился требованиям, он рассчитывал на поддержку лондонцев. Но план графа провалился: сторонники покинули его и обещанного оружия он не получил. В 1601 году граф Эссекс был обвинён в измене и обезглавлен в крепости Тауэр.

портрет шекспира, лондонская национальная галерея   портрет байрона, lord byron, лондонская национальная галерея
Джон Тейлор. Портрет Уильяма Шекспира, около 1600-1610.
Томас Филлипс. Портрет лорда Байрона, 1835.

Уильям Шекспир (1564-1616) — поэт, актер и драматург, один из наиболее выдающихся деятелей мировой культуры. Данное произведение оказалось первой картиной, подаренной Национальной портретной галерее в 1856 по случаю ее основания. Человек на портрете был идентифицирован как Шекспир в середине XVII века. Было установлено, что изображение написано при жизни. Отмечается значительное сходство портрета с бюстом на могиле Шекспира, а также с гравюрой, предпосланной первому собранию произведений автора, вышедшему в 1623. В документальных источниках содержится предположение, что портрет был создан малоизвестным художником по фамилии Тейлор (возможно, Джон Тейлор).
Дж. Тейлор (?). Портрет У. Шекспира. Около 1600-1610.

Получивший от леди Каролины Лэм знаменитую храктеристику «безумный, дурной человек, с которым опасно знаться», пламенный лорд Байрон (1788-1824) чаще всех поэтов своего поколения изображался на портретах. Благодаря красоте, обаянию и экстравагантному образу жизни, о котором ходили самые невероятные слухи, Байрон выстроил свой образ как идеального романтического героя. Его поэтическим дебютом стала сатирическая поэма «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Однако лишь после выхода из печати «Паломничества Чайльд-Гарольда» (1812) поэт получил признание критиков. За первым успехом последовали новые произведения, отчасти вдохновленные впечатлениями, полученными во время путешествий; сюда можно отнести поэму «Гяур» (1813) и полуавтобиографическую эпическую сатиру «Дон Жуан» (1819-1824).
В 1823 поэт присоединился к греческим повстанцам, сражавшимся против турок. Позднее он скончался от лихорадки в греческом городе Миссолонги. Театрализованный портрет кисти Томаса Филлипса, на котором поэт изображен в албанском костюме, представляет собой копию с портрета в полный рост, созданного тем же художником в 1813.
Т. Филлипс. Портрет Джордж Гордон Байрона. 1835.

Эллен Алис Терри (1847-1928) — величайшая английская актриса своего времени. Портрет был написан Джорджем Фредериком Уоттсом в тот период, когда он был женат на Эллен, причем ему было уже сорок семь лет, а ей не исполнилось еще и семнадцати. Девушка на портрете одета в шелковое платье, по стилю похожее на наряды эпохи Возрождения. По воспоминаниям самой Терри, платье придумал художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант. Это произведение представляет собой одновременно и портрет, и аллегорию: Терри предстоит сделать выбор между яркой, но не имеющей запаха камелией, к которой она тянется, и маленьким букетиком душистых фиалок, лежащим в ладони ее левой руки. Фиалки символизируют невинность и простоту, тогда как камелии воплощают собой мир суетного — в данном случае сцену. Супруги расстались год спустя, а в 1877 развелись. Художник Уолфорд Грэм Робертсон, дружбу с которым актриса пронесла через всю жизнь, утверждал, что «женитьба на Эллен была нелепостью для любого мужчины. С тем же успехом он мог взять в жены утреннюю зарю, или вечерние сумерки, или любую другую из эфемерных и мимолетных красот природы».
Джордж Фредерик Уоттс. Портрет Эллен Терри, (Выбирающая). 1864.