Выставка в Третьяковской галерее «От Елизаветы до Виктории»
Английский портрет из Национальной портретной галереи Лондона
Национальная портретная галерея и Третьяковская галерея в 2016 году отмечают 160-летие. Оба музея подготовили к Году языка и литературы Великобритании и России 2016 обмен выставками и культурно-образовательными программами. Выставки «От Елизаветы до Виктории» в Москве и «Россия и искусства: эпоха Толстого и Чайковского» в Лондоне представляют свои произведения из постоянных экспозиций, которые крайне редко покидают стены музеев.
Маркус Гирертс Младший. Портрет Роберта Деверё, около 1597.
Портрет королевы Елизаветы I (Портрет из Дичли), около 1592 году.
Елизавета I (1533-1603) — королева Англии и Ирландии. Время ее правления иногда называют «золотым веком Англии» в связи с расцветом культуры и возросшим значением Англии на мировой арене. Елизавета I — дочь короля Генриха VIII и Анны Болейн, взошла на престол в 1558, после кончины своей сводной сестры, королевы Марии I. Полотно, известное как «Портрет из Дичли», вероятно, написано в рамках программы увеселении по случаю приезда королевы Елизаветы в поместье Дичли (графство Оксфордшир) в 1592.
На портрете кисти Маркуса Герартса Младшего Елизавета стоит на географической карте, причем ровно на том месте, где расположен Оксфордшир. В помещенном с правой стороны сонете королева именуется «повелительницей света». Возможно, это поэтическое произведение декламировалось вслух во время устроенных сэром Генри празднеств.
Елизаветинская Англия и Русское Царство имели дипломатические связи через английскую торговую компанию Muscovy Company, которая была основана в 1551 году и обладала монополией на торговлю с Россией. Кроме того, Елизавета I вела личную переписку с Иваном Грозным. Она была единственной женщиной, с кем переписывался царь. Иван Грозный надеялся на предоставление политического убежища на случай смуты и предлагал Елизавете вступить с ним в брак. Но Елизавета ответила ему отказом.
Роберт Деверё, 2-й граф Эссекс — военачальник и фаворит Елизаветы I. Королева ценила его остроумие и красноречие. Но в 1599 году Эссекс не смог подавить восстание ирландцев против английского правления. Эссексу было предъявлено обвинение в невыполнении приказа, оскорблении короны и нанесении ущерба власти. Графу грозило тюремное заключение, но окончательное решение осталось за королевой. В итоге Эссекса освободили от заключения, но ему было запрещено появляться при дворе и он был лишен своего главного дохода, связанного с налогом на сладкие вина. Граф Эссекс пришёл в отчаяние, стал писать королеве покаянные письма. Елизавета не изменила своего решения. Дом Эссекса стал местом сбора недовольных правлением Елизаветы. В Лондоне стали распространяться слухи о заговоре. Именем королевы Эссекса призвали воздержаться от необдуманных поступков. Граф не подчинился требованиям, он рассчитывал на поддержку лондонцев. Но план графа провалился: сторонники покинули его и обещанного оружия он не получил. В 1601 году граф Эссекс был обвинён в измене и обезглавлен в крепости Тауэр.
Джон Тейлор. Портрет Уильяма Шекспира, около 1600-1610.
Томас Филлипс. Портрет лорда Байрона, 1835.
Уильям Шекспир (1564-1616) — поэт, актер и драматург, один из наиболее выдающихся деятелей мировой культуры. Данное произведение оказалось первой картиной, подаренной Национальной портретной галерее в 1856 по случаю ее основания. Человек на портрете был идентифицирован как Шекспир в середине XVII века. Было установлено, что изображение написано при жизни. Отмечается значительное сходство портрета с бюстом на могиле Шекспира, а также с гравюрой, предпосланной первому собранию произведений автора, вышедшему в 1623. В документальных источниках содержится предположение, что портрет был создан малоизвестным художником по фамилии Тейлор (возможно, Джон Тейлор).
Дж. Тейлор (?). Портрет У. Шекспира. Около 1600-1610.
Получивший от леди Каролины Лэм знаменитую храктеристику «безумный, дурной человек, с которым опасно знаться», пламенный лорд Байрон (1788-1824) чаще всех поэтов своего поколения изображался на портретах. Благодаря красоте, обаянию и экстравагантному образу жизни, о котором ходили самые невероятные слухи, Байрон выстроил свой образ как идеального романтического героя. Его поэтическим дебютом стала сатирическая поэма «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Однако лишь после выхода из печати «Паломничества Чайльд-Гарольда» (1812) поэт получил признание критиков. За первым успехом последовали новые произведения, отчасти вдохновленные впечатлениями, полученными во время путешествий; сюда можно отнести поэму «Гяур» (1813) и полуавтобиографическую эпическую сатиру «Дон Жуан» (1819-1824).
В 1823 поэт присоединился к греческим повстанцам, сражавшимся против турок. Позднее он скончался от лихорадки в греческом городе Миссолонги. Театрализованный портрет кисти Томаса Филлипса, на котором поэт изображен в албанском костюме, представляет собой копию с портрета в полный рост, созданного тем же художником в 1813.
Т. Филлипс. Портрет Джордж Гордон Байрона. 1835.
Эллен Алис Терри (1847-1928) — величайшая английская актриса своего времени. Портрет был написан Джорджем Фредериком Уоттсом в тот период, когда он был женат на Эллен, причем ему было уже сорок семь лет, а ей не исполнилось еще и семнадцати. Девушка на портрете одета в шелковое платье, по стилю похожее на наряды эпохи Возрождения. По воспоминаниям самой Терри, платье придумал художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант. Это произведение представляет собой одновременно и портрет, и аллегорию: Терри предстоит сделать выбор между яркой, но не имеющей запаха камелией, к которой она тянется, и маленьким букетиком душистых фиалок, лежащим в ладони ее левой руки. Фиалки символизируют невинность и простоту, тогда как камелии воплощают собой мир суетного — в данном случае сцену. Супруги расстались год спустя, а в 1877 развелись. Художник Уолфорд Грэм Робертсон, дружбу с которым актриса пронесла через всю жизнь, утверждал, что «женитьба на Эллен была нелепостью для любого мужчины. С тем же успехом он мог взять в жены утреннюю зарю, или вечерние сумерки, или любую другую из эфемерных и мимолетных красот природы».
Джордж Фредерик Уоттс. Портрет Эллен Терри, (Выбирающая). 1864.