Русский пейзаж и натюрморт

Русский пейзаж и натюрморт в живописи. Андрей Полюшенко. Лев Журавлев

Творчество Андрея Полюшенко и Льва Журавлева относится к периоду советской живописи 50 — 80-х годов. Несмотря на разницу в возрасте, творчество двух художников сложилось не только благодаря классической русской школе живописи, но и под влиянием «сурового стиля». Оба мастера старались воссоздать действительность через русский пейзаж и натюрморт без парадности, сглаженности, иллюстративности. Художники использовали лаконичные средства выражения и многое заимствовали от монументального искусства. В художественных произведениях опущено всё случайное и мимолетное. В пейзажном жанре, который преобладает в творчестве Полюшенко и Журавлева, отразился интерес к истории и поэтическим традициям русского искусства.

Русский пейзаж и натюрморт, искусство советского периода, полюшенко художник, живопись в ссср   искусство советского периода, русский пейзаж живопись, пейзаж в русской живописи, живопись в ссср
Андрей Полюшенко. «Весенний вечер», 1984, холст, масло.
Лев Журавлев. «Пора цветения», 1962, картон, масло.


Андрей Петрович Полюшенко (1911-1985) родился в деревне Коренной Богучарской Волости Воронежской губернии в крестьянской семье. Детство его пришлось на гражданскую войну. Бежав от голода на Кубань, семья Полюшенко осела на станции Тихорецкая. После войны Андрей Полюшенко учится в нижегородской художественной школе Сергея Павловича Соколова — мастера пейзажного жанра, ученика Ивана Шишкина и Михаила Клодта. «Если хочешь быть настоящим художником, то вставай до восхода солнца! Живопись — не развлечение, а тяжелый труд. Без напряженного труда, без восторга нельзя работать пейзажисту» — это были слова Соколова. Осень, зима, весна, лето — времена года и состояния природы трудно поддаются кисти, их надо пережить в душе: «расцвести, вызреть и облететь» самому, прежде чем передать всё это на холсте. Не только увидеть, но услышать музыку переменчивой природы, «передать мелодию пейзажа».

искусство советского периода, полюшенко художник, всекохудожник, русский пейзаж живопись   искусство советского периода, полюшенко художник, всекохудожник, русский пейзаж живопись
Андрей Полюшенко. «Пора сенокоса», 1974 и «Оттепель», 1985, холст, масло.

В 1935 году Полюшенко участвует в областной художественной выставке в Нижнем Новгороде, а затем ежегодно представляет свои работы в областных, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставках в Москве. Художники периферии — так называли тогда молодых деятелей искусства, живущих в самых разных уголках СССР. Они объединяются в организацию под названием «Всекохудожник» и проводят в Москве ежегодные выставки своих работ. Во время войны Андрей Полюшенко возглавляет художественную мастерскую агитплаката. Художник был избран в члены президиума правления Московского областного Союза художников РСФСР. В 1965 году ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1981 году — народного художника РСФСР. Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных коллекциях России и за рубежом.

Лев Николаевич Журавлев (1931-2008) родом из донских казаков. Родился он в городе
Котельниково Волгоградской области в семье железнодорожника. Детство его пришлось на военные годы: в эвакуации в Туркмении он, как и многие другие советские дети, собирал хлопок. Спустя много лет он снова окажется в Туркмении на службе в армии. В 26 лет Журавлев заканчивает Пензенское художественное училище. Наибольшее влияние оказал на него И.С. Горюшкин-Сорокопудов, один из учеников И.Е. Репина. Творческий путь Льва Журавлева начался с первой выставки в Тернополе. Серии работ были созданы во время путешествия на полуостров Мангышлак и Карпаты. Большая серия работ была написана им на Енисее, где он побывал во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Вместе с семьей художник переезжает в Закарпатье, к живописным горам, солнцу, которое он постоянно пытался запечатлеть на своих полотнах. Важным этапом в творчестве Журавлева стала поездка в Чехословакию. Многие работы, написанные в это время, были представлены за границей: в Чехословакии, Венгрии, Австрии, Румынии. И все же, никакое великолепие европейских видов не могло сравниться с красотой родных российских и украинских просторов, оставивших след в его душе на всю жизнь. Из Закарпатья художник переезжает в Подмосковье, где создает множество натюрмортов с предметами крестьянского быта — туесами, гончарной посудой, домоткаными полотенцами и другой разнообразной утварью. Полотна Льва Николаевича Журавлёва, члена Союза художников РФ, находятся во многих музеях и частных коллекциях России и за рубежом.