Японская керамика. Керамические львы

Часть третья
Японская керамика. Керамические львы, искусство древней японии, керамика животные   Японская керамика. Керамические львы, керамика животные, декоративное искусство Япония
1. Трехцветная курильница-коро в виде льва. 1595. Танака Сокэй (1535—?).
Фигура льва, прочно стоящего на мощных лапах, исполнена силы. Курильница полностью покрыта трехцветной глазурью, позволяющей вспомнить об истоках керамики Раку, изначально связанной с китайской керамикой сань-цай. Голова льва была повреждена и восстановлена седьмым патриархом Тёню (Китидзаэмон VII).

2. Курильница-коро в виде льва. Раку Дзёкэй (?-1635).
Мощная голова и округлое туловище льва гармонично сочетаются с белой глазурью, создавая весьма выразительный образ. Дзёкэй делал много курильниц. Поскольку он часто покрывал их белой глазурью, за ней закрепилось именно это название — коро-гусури («глазурь для курильниц»).

Японская керамика. Керамические львы, искусство древней японии, керамика животные   Японская керамика. Керамические львы, искусство древней японии, керамика животные
3. Чёрная курильница-раку коро. Раку Соню (1664-1716).
Фигурка льва полна жизненной энергии. Зафиксировано замедленное мягкое движение животного. Отец Соню, Итиню, в свое время создал аналогичную красную курильницу. Вместе они составляют комплект, который хранится в общей коробке.

4. Красная курильница-раку коро. Раку Итиню (1640-1696).
Исключительно симпатичное произведение. Оно дает возможность особенно остро почувствовать мастерство Итиню, от внимания которого не ускользали самые мелкие детали, из которых складывается художественный образ.
Обычно подобного типа курильницы выполнены в виде львов, глядящих прямо перед собой, поэтому они торжественно статичны. Но у этих львов передние лапы чуть выдвинуты, головы повернуты набок, кажется, они вот-вот начнут движение.

Японская керамика, искусство древней японии, керамика японии, декоративное искусство Япония   Антикварная керамика, искусство древней японии, керамика японии, декоративное искусство Япония
5. Двухцветная ваза-ханаирэ. Раку Доню (1599-1656).
Ваза с вытянутой горловиной типа цурукуби (журавлиная шея»). Ваза покрыта глазурью двух цветов — зеленой и желтой, то есть сделана в традициях китайской керамики сань-цай, от которой, происходит керамика Раку. Из шаровидной нижней части тулова поднимается изящная длинная горловина. Декор, особенностью которого являются глазурные вкрапления, придает изделию вполне современный вид и напоминает о том, каким превосходным чувством композиции обладал Доню.

6. Ваза для цветов ханаирэ. Раку Сэйню (1887-1944).
На берегу китайского озера Дунтинху, есть местность Сяосян. С древних времен она славится прекрасными пейзажами, в китайской поэзии воспеваются «Восемь видов Сяосян». В Японии, подобно этим знаменитым пейзажным видам Китая, было отобрано по восемь видов разных японских провинций. В данном случае имеются в виду «Восемь видов Оми». На вазе изображены прекрасные пейзажи, которыми славится озеро Бива. Сэйню был не только скульптором, но и прекрасным живописцем. Ваза выполнена в форме плода гардения, а ее ручки — в форме слоновьего хобота.

***

искусство древней японии, керамика японии, керамика раку, декоративное искусство Япония

Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Часть первая
«…Керамика Раку — это не просто посуда для чайных церемоний. Это сакральное искусство. «Раку» — это творческое имя, дарованное Тёдзиро, которое переводится, как «наслаждение»…»

Uniqart произведения японского искусства

Японская керамика Раку. Часть вторая
«…Керамика Раку не имеет рассчитанной технологии, каждый мастер делал что-то новое. Не используется гончарный круг. Мастера строго хранят свои секреты. Индивидуальные рецепты глазури не открываются никому…»

  • Выставка «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше», ГМИИ им. А.С. Пушкина, 22.09.2015 – 15.11.2015.