Новоиерусалимский монастырь. История русских монастырей
Новоиерусалимский монастырь называют архитектурно-ландшафтной иконой.
На классической иконе часто изображены вместе события из разных времен, пространств и измерений. По такому иконографическому принципу Новоиерусалимский монастырь является подобием и собирательным образом Святой Земли.
Когда входишь через главные ворота монастыря, создается зрительный эффект, что смотришь на целый город с высокого холма.
Монастырь стоит на реке Истра, которая окружает его с трех сторон. В XVII веке при строительстве монастыря реку Истра переименовали в Иордан. Окрестным холмам и деревням дали новые библейские названия: Фавор, Елеон, Вифлеем, Кедрон.
С Новоиерусалимским монастырем связана история М. Ю. Лермонтова. Поэта интересовала сложная личность и необычная судьба основателя монастыря — патриарха Никона. Лермонтов не раз бывал в этом монастыре.
В Новоиерусалимском монастыре одновременно существуют три архитектурных стиля: древнерусский, барокко и русский классицизм. В строительстве монастыря принимали участия выдающиеся архитекторы: Растрелли и Матвей Казаков.
Изначальное архитектурное оформление монастыря сильно отличалось от современного. Но большое количество изразцов всегда украшало стены. Орнаменты на изразцах содержат христианскую символику. Первые изразцы для монастыря изготавливали белорусские мастера. В гончарном деле их работа славилась высоким качеством.
В 1919 году Новоиерусалимский монастырь был закрыт. В это время не было больших архитектурных утрат, но исчезло много вещей, украшенных драгоценными камнями и металлами. В 1941 году Истра была оккупирована фашистскими войсками. Монастырю был нанесен огромный ущерб, взорван собор, надвратная церковь, полностью разрушена колокольня. Только с 60-х годов XX века постепенно началось восстановление архитектурного ансамбля.
Идея строительства Нового Иерусалима была давняя. Например, Борис Годунов хотел построить такой храм в Кремле. Но ему не удалось осуществить эту идею в связи с событиями Смутного времени. В XVII веке патриарх Никон начал реализовывать этот грандиозный замысел. Несмотря на то, что Никон не бывал на Святой Земле, при планировании и строительстве монастыря он пользовался книгами и смог воплотить образ Иерусалима на земле Подмосковья.