Смоленская церковь в селе Сафарине

По селам и деревням России разбросано множество памятников архитектуры, до которых иногда не просто добраться. Они не значатся в популярных путеводителях, к ним не ведут широкие дороги, не ездят туристические автобусы. Зато там живописные пейзажи, особая атмосфера и много историй, которые хотелось бы узнать. К таким малоизвестным достопримечательностям можно отнести Смоленскую церковь в селе Сафарине, сооруженную в 1691-1694 г.г. Село Сафарино получило свое название от фамилии купца Ивана Сафарина, которому принадлежало село в XVI в. Сейчас оно называется Софрино.

Смоленская церковь в селе Сафарине.   Смоленская церковь в селе Сафарине.

Над деревенскими домиками возвышается яркое, торжественное сооружение — образец нарышкинского барокко. Кажется удивительным, почему в отдаленном месте построен такой эффектный храм? Но село не всегда было тихим, здесь проходила дорога в Троице-Сергиеву лавру. Царские особы, путешествуя к святым местам, останавливались в сафаринских палатах, которые, к сожалению, не сохранились.

Смоленская церковь в селе Сафарине.   Смоленская церковь в селе Сафарине.

Архитектурный стиль нарышкинского барокко интересен и не однозначен, разобраться в нем не просто. Считалось, что с конца XVII в. этот стиль начал развивать боярский род Нарышкиных, в связи с этим мнением появился термин «нарышкинское барроко». В дальнейшем было выяснено, что архитектура в подобном стиле строилась еще в начале XVI в. Большинство церквей в этом стиле было построено на московских и подмосковных землях, стиль переименовали в московское барокко. Но в истории искусств есть и другие сомнения, например, можно ли этот стиль вообще называть барокко? Поскольку он скорее относится к раннему ренессансу, а барокко — это этап позднего ренессанса. Тем не менее, термин «нарышкинское барокко» прижился, несмотря на множество противоречивых нюансов.

Смоленская церковь в селе Сафарине.   Смоленская церковь в селе Сафарине.

Нарышкинское барокко начинает развиваться, когда общество понемногу отходит от религиозных канонов, постепенно распространяются научные знаний и светская культура. Церковь — основной заказчик строительства, настаивала на прежних правилах, внешней строгости и простоты архитектуры, но новые заказчики — богатые купцы имели свои вкусы. Архитектура XVII в. с одной стороны испытывала влияние западного искусства, с другой стороны — древнерусской архитектуры, которое выразилось в затейливых формах декора, сложной и живописной композиции зданий.
На примере Смоленской церкви в селе Сафарине можно понять основные особенности нарышкинского барокко. Такой многоярусный храм часто называют «восьмерик на четверике», т. е. на нижней четырёхгранной основе устанавливается восьмигранный ярус. Смоленская церковь имеет четыре восьмигранных яруса, которые завершаются главой-луковкой с рисунком в виде чешуи. Для нарышкинского стиля характерно обильное декорирование стен и сочетание красного кирпича с белым камнем.

Смоленская церковь в селе Сафарине.   Смоленская церковь в селе Сафарине.

Смоленская церковь, как большинство старинных церквей, имеет не простую судьбу.
В 1938 году церковь была закрыта, использовалась под разные хозяйственные нужды, какое-то время стояла заброшенной в аварийном состоянии. В 1970-х годах храм был отреставрирован. Реставрационные работы интерьера продолжаются.